С однодневным визитом в Минске побывали сразу два человека, для которых кофе – многолетнее призвание, любимое дело и успешный бизнес. Один из них - Георг ЛАУРИДЕН, владелец компании MAHLKÖNIG. В сфере поставки кофейных зерен Георг работает с 1988 года. В Минск Георг приехал со своим партнером, собственником литовской кофейной компании ŠVIEŽIA KAVA Витаутасом КРАТУЛИСОМ. Витас хорошо известен кофейным специалистам как в Европе, так и у нас, в Беларуси. В Минске его хорошо знают уже много лет. Витаутас – один из вдохновителей и создателей бренда АМАТО: это и популярный зерновой и молотый кофе, и сеть кофеен в Беларуси.
- Кофе не растет ни в Литве, ни в Беларуси. Неужели в странах постсоветского пространства можно говорить о приготовлении кофе как об искусстве?
Георг: На самом деле говорить можно и нужно не столько о культуре приготовления кофе, сколько о культуре его потребления в той или иной стране. Я родом из Германии, и у нас есть свои определенные ритуалы и привычки употребления кофе. Я абсолютно уверен, что нечто подобное есть в каждой стране мира, в том числе и на постсоветском пространстве – это напрямую связано с культурой страны. Впрочем, у вас здесь должны быть определенные отличия, я считаю: ведь кофе, может быть, и не был здесь дефицитом, но я уверен, что все разнообразие продукта появилось не так много лет назад.
Витаутас: С моей точки зрения, у каждого есть собственное понимание того, что такое приготовление кофе – кто-то пьет, заваривая растворимый кофе прямо в чашке, а кто-то уделяет этому внимания не меньше, чем профессиональный бариста. На самом деле постсоветское пространство только в последнее время начинает перенимать с Запада кофейную культуру и искусство приготовления кофе. Во времена СССР этот продукт действительно был дефицитом и людям было не до культуры – они радовались самому факту наличия кофе у них на кухонной полке. Это сейчас, с увеличением возможностей и развитием рынка, потребители могут задумываться не только о том, что им нужно «добыть» кофе, – но и о том, что его можно как-то по-особому готовить.
- Читатели "АиФ" нередко пишут о том, что активизация темы кухни, продуктов, кухонной техники... вызвана элементарным желанием продавцов создавать новые потребности для продвижения своих товаров или услуг. Что думаете?
Витаутас: С моей точки зрения, если у людей возникает или увеличивается потребность покупать больше того или иного товара – маркетинг работает хорошо. На самом деле пока человек не попробует, не проверит, не оценит – скорее всего он не будет совершать покупку. А уже задача производителя или поставщика (к примеру, кофе) - предоставить человеку возможность выбрать, попробовать и… купить!
Георг: Раз уж затронута тема «пробы», я хотел бы сказать, что по сути потребителю может быть достаточно одного сорта кофе, одного типа стирального порошка, одного сорта хлеба и т.д. – но это должен быть хороший товар. А пока человек не попробует, то собственного мнения он не сформирует. И маркетинг, конечно, может и должен прилагать усилия к продвижению, но выбор остается за человеком.
Что касается выбора именно кофе, то есть люди, которые пьют кофе, а есть те, которые чувствуют его вкус. Так вот, иногда стоит попробовать почувствовать вкус этого продукта, чтобы определить лучший для себя. А когда вы его найдете – вряд ли уловки продавцов сработают на вас.
Георг Лауриден, владелец компании MAHLKÖNIG
О сортах кофе
- Сколько сортов кофе, вы считаете, должна иметь у себя на кухне обычная семья, где кофе любят по утрам?
Георг: Я считаю, что на кухне у такой семьи может быть один сорт кофе, но это будет хороший сорт – что значительно важнее. Очень важно, я повторюсь, чтобы люди делали осознанный выбор и покупали то, что им действительно нравится.
Витаутас: Я согласен с коллегой и хочу добавить, что более качественные сорта кофе не значительно дороже привычных, более доступных сортов. Поэтому не стоит отказывать себя в удовольствии попробовать и купить хороший кофе – это не так сильно скажется на семейном бюджете, но принесет значительно больше удовольствия.
- А разве кофе не везде относительно одинаковый? Например, при СССР мы знали два сорта: "Робуста" и "Арабика". Может, только гурманы нуждаются в 10-20 сортах?
Георг: Вы знаете, в первую очередь количество сортов и связанные с этим аспекты – это вопрос получения удовольствия. Можно сравнить кофе с пивом – кому-то все пиво на один вкус, кто-то предпочитает пить портер, а кто-то – светлое нефильтрованное. Впрочем, есть и такие, кто вообще откажется от бокала хотя бы потому, что им невкусно. Абсолютно то же самое происходит и с кофе – вы можете любить любой, можете быть приверженцем определенного сорта или не пить кофе вообще (что для меня странно, конечно) – главное, чтобы вы получали удовольствие от этого напитка.
Витаутас: Как уже было отмечено выше, разнообразие сортов – в первую очередь часть культуры и культурного наследия. Да, в СССР вряд ли мечтали о чем-то, кроме «Арабики». Но раз теперь есть возможность пробовать больше и узнавать больше – ею обязательно нужно воспользоваться.
- Какой рецепт - ваш любимый? Каким доступным и простым рецептом можно удивить своих домашних или друзей?
Витаутас: Мне вообще сложно ответить на этот вопрос, потому что я по долгу службы пью кофе постоянно, но это не какие-то экзотические варианты. Для меня лучший рецепт – это традиционный эспрессо.
Геор: А я хочу сказать, что рецепт кофе может полностью зависеть от вашей фантазии. И неважно, будете ли вы готовить кофе во френч-прессе, варить в турке или используете еще какой-то вариант – главное, чтобы вы взяли качественные зерна и приготовили из них напиток с душой.
- Чем похожи и чем отличаются предпочтения кофейные литовцев и белорусов?
Витаутас: Как мы уже обсудили, в первую очередь это зависит от разных культур наших стран. Их схожесть в советском прошлом и более позднем, чем в других странах мира, появлении и распространении различных сортов и рецептов кофе. Разница – наверное в том, что в Литве, с моей точки зрения, кофейная культура распространяется немного быстрее, за счет большей близости к Западу, наверное.
- Ни для кого не секрет, что кофейные зерна выращивают в различных странах мира, затем обжаривают и поставляют потребителям. Скажите, а есть ли «кофейная мода» и можно ли предсказать, кофе из какой части мира будут пить в ближайшие годы?
Георг: На самом деле предсказывать такие вещи не слишком легко. Да, конечно, мы знаем, в каких странах находятся крупнейшие кофейные плантации, кто собирается развивать этот бизнес и так далее. Но не стоит забывать, что выращивание кофе – это ведь сельское хозяйство, и многое здесь зависит и от природных условий. К примеру, 4 года назад из-за вредителей в Колумбии было уничтожено более 70% территорий кофейных плантаций – и большая часть мира осталась без колумбийского кофе.
С уверенностью можно сказать, что на рынок сейчас выходят азиатские поставщики кофе – но о том, насколько они успешны, можно будет судить лишь через пару лет.
Витаутас: Да, заниматься предсказаниям – не самое благодарное дело. Я бы хотел отметить, что в процессе формирования общественного мнения и популярности того или иного сорта кофе особую роль играет маркетинг – собственно, именно эти службы могут сделать популярным любой кофе. Вот в Латвии, к примеру, очень популярны «Якобс» и «Паулиг» - с моей точки зрения, это не слишком хороший кофе, но служба маркетинга у них первоклассная. Именно так все и происходит с любым сортом и любым производителем.
- Всем известен, например, кофе по-восточному, заваренный в турке на огне. А каким может быть кофе по-литовски и по-белорусски?
Георг: Честно признаюсь, лично мне тяжело об этом судить. Но мне почему-то кажется, что традиционным белорусским рецептом может стать кофе с молоком, что-то вроде латте. Или еще вариант – это кофе с добавлением какого-либо вашего национального алкоголя, как это делают во многих европейских странах (вспомним тот же кофе по-ирландски). Мне кажется, главное здесь – энтузиазм и готовность к экспериментам.
Витаутас: А я вообще не берусь придумывать – скорее тут стоит говорить с бариста кофеен и на основе их слов определять, какой «кофе по-белорусски» или «кофе по-литовски» самый популярный среди посетителей вид напитка.
Правильный выбор
Георг: В первую очередь, обратите внимание на дату упаковки – кофе должен быть свежим. Не покупайте тот, у которого срок годности приближается к завершению, это очень важно. Также можно обратить внимание на поставщика или регион выращивания – но тут разберется скорее профессионал, несведущему человеку будет весьма сложно сделать выводы из 2-3 строчек, что обычно пишут на таких упаковках.
Витаутас: Хочу добавить, что определенным гарантом является наличие на упаковке описания вкуса кофе, а не просто расхожих фраз вроде «лучший кофе с приятным ароматом». Если вкус напитка описан относительно детально – скорее всего, перед вами хороший кофе. Что касается региона, то я, конечно, соглашусь – ведь, помимо страны, для определения качества нужно знать регион, название плантации, имя хозяина… Но если вы покупаете кофе из Кении или Колумбии – напиток должен быть вполне хорошим. Кстати, еще небольшой совет – обратите внимание на вьетнамский кофе и постарайтесь не покупать его. В последнее время эта страна вышла на первое место по объемам выращивания зерен, а вот качество оставляет желать лучшего – но цена весьма низка.
- А как правильно просить бармена или официанта в ресторане или кафе о своем желанном кофе, чтобы они сразу поняли, что посетитель гурман и ему лучше ерунду не варить: раскусит?
Георг: Все достаточно просто – спросите его о свежести кофейных зерен, из которых они собирается готовить вам кофе. Профессионалы знают разность вкуса свежих и уже полежавших зерен. Уверен, что после такого вопроса бариста не станет готовить для вас плохой напиток.
Витаутас: Ну а я сразу скажу, что я пробовал кофе без кофеина – но ни разу среди него мне не попался хороший сорт. Наша компания такого даже не поставляет. Да, он имеет право на существование и кому-то может казаться вкусным – но, наверное, это уже не совсем кофе.
Георг: Кофе без кофеина весьма популярен в некоторых странах, и мода на него пришла из США. Да, такой кофе можно пить на ночь или употреблять людям с некими проблемами со здоровьем. Что касается вкуса – все зависит от того, чего вы ждете. Это немного схоже с безалкогольным пивом – кто-то и за пиво не считает, а кто-то пьет с удовольствием.
Витаутас: Вообще, с моей точки зрения, лучше выпить 1 чашку кофе в неделю – но пусть это будет хорошая «Арабика», чем пить по 10 чашек кофе без кофеина.
Как видите, проявление кофе в жизни современного человека может быть весьма разнообразным – даже эксперты дают право на существование различным сортам, типам, вкусам… Главное – получать удовольствие от того кофе, что вы пьете.
Игорь МЕТЕЛИЦА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть