«Лада Нива» стала легендарной сразу после рождения. Советские инженеры предложили своё видение правильного автомобиля повышенной проходимости и попали точно в цель. Существующие внедорожники были безнадёжно далеки от народа, и люди редко обращали внимание на рамные «Лэнд Роверы» и «Джипы». Нужен был новый автомобиль, обладающий достаточным комфортом для жизни в городе и способный принимать грязевые ванны. Спрос на такие машины в СССР и в Европе отмечался колоссальный. В общем, конструкторы принялись за дело, изначально подразумевая, что советская автопромышленность будет в подавляющем большинстве работать именно на западные рынки. До 80% выпускаемых автомобилей планировалось отсылать за границу.
В 1971 году группа молодых конструкторов в составе дизайнера Валерия Семушкина и инженера Петра Прусова под руководством главного конструктора завода Владимира Соловьёва приступила к работе над полноприводной машиной. Задумка была грандиозной. Требовалось переломить стереотипы и отказаться от главного атрибута внедорожности: рамы. Всю нагрузку должен брать максимально крепкий кузов. Из «Нивы» получился крепкий орешек, способный выдерживать 8900 Н/град на кручение, как у Ferrari 360 Spider или Chevrolet Corvette. Короткая база и лёгкий вес позволяли переваливаться через размокшие буераки. В семидесятые годы уделом внедорожников считались рессоры. А вот «Нива» вооружилась пружинной длинноходной подвеской, открывающей поразительные возможности на бездорожье. Чем больше ход, тем дольше колёса цепляются за поверхность при вывешивании. Значит, не нужны блокираторы межколёсных дифференциалов. Тем самым экономятся вес и пространство в салоне. Почти одновременно с ВАЗом аналогичный автомобиль придумывали англичане из Rover. На несколько лет раньше был продемонстрирован первый Range Rover с несущим кузовом, но родоначальницей сегмента SUV (лёгкие кроссоверы) считается именно «Нива».
Политический ход
5 апреля 1977 года с конвейера Волжского автомобильного завода имени 50-летия СССР сошла первая серийная «Нива». В 1978 году австрийский автомобильный журнал Austromotor писал: «Сравнительно невысокая стоимость, удавшаяся форма и оснащение этого нового автомобиля с повышенной проходимостью были неожиданными. То, что Lada предлагается в варианте, которому практически нет ничего равного, ясно показывает, что торговые стратеги очень внимательно наблюдали и анализировали автомобильный рынок и точно попали в рыночный пробел».
Популярный в Германии журнал Auto Motor und Sport опубликовал в начале восьмидесятых сравнительный тест нескольких внедорожников. «Нива» соперничала с короткобазным Land Rover Series III и с тогдашними новинками: Jeep Wrangler и даже молодым Mercedes-Benz G-class! Авторы всерьёз отмечали превосходство «Нивы» по комфорту, проходимости и отделке салона. Сейчас это кажется невероятным, но «Нива» в те годы для западного рынка была укомплектована лучше, чем теперь. Машина имела топовые комплектации с полностью перешитым салоном, иными креслами, дополнительными опциями и более качественными элементами интерьера. По итогам сравнения «Нива» оказалась победительницей. И в начале восьмидесятых годов подобные статьи не были редкостью в западной автомобильной прессе.
Эффект от возникновения сегмента SUV (Sport Utility Vehicle) был настолько ошеломляющим, что вслед за «Нивой» выросли, как грибы, автомобили-клоны, в том числе и у японцев. Инженеры Suzuki считают Петра Прусова «крёстным отцом» кроссовера Vitara.
Автомобиль шёл на экспорт в Германию, Францию, Италию, Англию, а также в Швейцарию, Австрию, Испанию и в другие страны на всех континентах.
Эпоха продолжается
Сейчас прошло уже 40 лет с момента выхода первого серийного автомобиля. Однако «Нива» изменилась несильно. Правда, в лихолетье девяностых годов заводчане умудрились передать её имя совместному предприятию с General Motors. Новое цифровое обозначение (Lada 4×4) не прижилось, и народ по старинке кличет автомобиль, как и прежде. Машина превратилась в легенду, и лишить её имени невозможно.
Интерес Top Gear к 40-летней модели неслучаен. В Великобритании перестал продаваться архаичный Land Rover Defender, и жители сельских равнин всерьёз увидели ему замену в аскетичной машине. Потребность в простой и неприхотливой конструкции, которую можно починить в гараже или в поле, до сих пор велика. Неудивительно, что эпоха «Нивы» продолжается.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть