1007

Темная дорожка. Как выбрать солнцезащитные очки для вождения?

Как только солнце разгоняет тучи, автомобилисты задумываются о темных очках, которые снижают интенсивность света и помогают не жмуриться, а также защищают от ослепления. Однако не все очки с темными линзами одинаково эффективны. Часто они наносят даже больший вред, чем если ими совсем не пользоваться.

На какие же факторы обращать внимание при выборе солнцезащитных очков, чтобы не повредить своему здоровью?

Какое УФ-излучение наиболее вредно?

Надо отметить, что хорошие солнцезащитные очки защищают не только от интенсивного слепящего света. Они могут отсекать блики от гладких поверхностей и задерживают ультрафиолетовое излучение. Причем самыми вредными для здоровья оказываются именно УФ-лучи, и от них нужно защищаться в первую очередь.

Основную опасность для глаз представляют крайние части спектра солнечных лучей, в том числе в ультрафиолетовом диапазоне волн, невидимом для человеческих глаз. УФ-излучение состоит из четырех основных периодов с длинами волн от 400 нм до 10 нм. Это А: 400-315 нм; В: 315-280 нм; С: 280-100 нм; D: 121-10 нм. Самое опасное — это D-излучение, которое отсекается озоновым слоем и плотными слоями атмосферы. В космосе помимо скафандра человеку необходимы специальные фильтры, чтобы не лишиться зрения.

Кожа на улице загорает примерно при 290-313 нм. Эти частоты попадают на В-диапазон, который улавливается и отсекается обычным прозрачным стеклом, так же как и С-диапазон. Защититься от них можно обычными очками с темными или, наоборот, светлыми стеклянными линзами.

Однако пластиковые дешевые очки, продающиеся в неспециализированных магазинах, не могут задерживать УФ-лучи.

При их ношении происходит следующее. Черная поверхность стекол затемняет картинку, обманывает зрение и заставляет зрачок человеческого глаза расширяться. Организм снимает природную защиту, как это происходит в пасмурный день с нулевым индексом УФ-лучей. Однако в дешевых очках стоят пластиковые стекла, не имеющие УФ-фильтра. И в это время, когда вокруг наблюдается максимум излучения, УФ-лучи бьют прямо в расширенный зрачок и вредят глазам.

Пропускает ли стекло ультрафиолет?

Некоторые считают, что УФ-излучение не проходит через лобовое стекло машины и внутри кабины можно пользоваться любыми очками, в том числе и самыми дешевым. Однако это неверно. Стекло кабины машины отсекает УФ-излучение только в ограниченном диапазоне от 10 нм до 315 нм, а частоты А-диапазона от 315 до 400 нм беспрепятственно пропускает внутрь. И именно оно вредит глазам и коже не меньше, чем диапазон, ответственный за кожный загар. Именно поэтому у некоторых водителей-дальнобойщиков кожа на лице с левой стороны выглядит старее, чем с правой, и покрывается морщинами. На нее сильнее воздействует солнце, в том числе и сквозь стекло.

Как выбрать правильные солнцезащитные очки?

Поэтому для езды на автомобиле необходимо подбирать специализированные очки, которые способны отсекать и часть УФ-спектра А-диапазона. Такие очки существуют и маркируются обозначением UV400, где цифра — это длина волны задерживаемого фильтром УФ-излучения.

Помимо расширенного УФ-фильтра автомобильные солнцезащитные очки должны обладать поляризационным эффектом, то есть содержать фильтр, отсекающий поляризованный свет.

Дело в том, что лучи солнца, отражаясь от луж, кузовов машин и от иных гладких поверхностей, трансформируются и превращаются в «плоские» поляризованные волны, которые можно поймать специальным фильтром. При взгляде через него человек видит меньше бликов.

Этот фильтр особенно помогает при поездках, когда солнце встает над горизонтом и светит в глаза. Представим, что недавно прошел дождь, дорога покрыта лужами, выходит солнце, и вся она сверкает бликами, делающими движение почти невозможным. В такие минуты могут происходить ДТП. Поляризующий фильтр отсекает вторичное свечение, снимая с глаз нагрузку.

Распознать эти фильтры можно простой операцией. Если посмотреть через линзы на бликующую лужу и повернуть очки на 90 градусов, то интенсивность блика должна снижаться. Лужа то загорается солнечным зайчиком, то вновь темнеет при повороте очков обратно.

В общем, при выборе автомобильных очков необходимо смотреть на сопроводительные документы. Важно, чтобы помимо индекса UV400 на бирке или на дужках стояла еще надпись Polarized.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно