С приходом весны перед достаточно большим числом автолюбителей встаёт непростая и очень ответственная задача – выбор летних шин. Ведь именно от качества резины во многом зависит безопасность водителя и пассажиров. И тянуть с этим не стоит. Ведь не секрет, что дорожные условия зимой и летом кардинально отличаются. Как следствие, применение зимней (речь идёт не только о шипованных моделях) резины летом опасно, неразумно и расточительно – мягкий зимний протектор при высоких температурах изнашивается крайне интенсивно.
Зачем нужны летние шины
Перво-наперво попробуем разобраться, почему мы вынуждены два раза в год «переобувать» свой автомобиль. Помимо того что зимние и летние шины имеют разный рисунок протектора (и поверьте, что он «нарисован» не только для красоты), они изготавливаются из разного материала. Зимние шины производятся из более мягких сортов резины. Поэтому в летнюю жару, размягчаясь, они утрачивают большую часть эксплуатационных качеств и очень быстро изнашиваются.
Протектор же летних шин – наоборот, гораздо более жёсткий. Как следствие, при отрицательных температурах летняя резина «дубеет» и становится не в силах обеспечивать нормальное сцепление колёс с поверхностью дороги. Существуют, правда, и так называемые всесезонные шины, которые, по идее, пригодны к круглогодичной эксплуатации. Но их универсальность таит в себе некоторое количество «подводных камней». Во-первых, такие модели заведомо хуже справляются со своей задачей, нежели специализированные изделия, предназначенные для определённого сезона. Во-вторых, покупая такие шины, стоит обратить внимание на то, не изготовлены ли они для стран с жарким климатом, где разница температуры воздуха летом и зимой не такая значительная, как в наших широтах.
СПРАВКА | |
---|---|
Оптимальной температурой для смены зимних шин на летние является +7°С по среднесуточным показателям. Если вы уже «переобулись», а температура упала, то имейте в виду, что холодные летние шины увеличивают тормозной путь и ухудшают управляемость. |
При выборе шин нужно обратить внимание на несколько вещей:
1. В зависимости от состава резины шины могут иметь разные положительные и отрицательные качества: более износостойкие чуть хуже держат дорогу, и наоборот – мягкие цепкие шины быстрее снашиваются. Нужно понять, что для вас важнее – долгий пробег, экономия топлива или уверенное управление на высоких скоростях.
2. Выбор рисунка протектора зависит от вашего стиля вождения и дорожных условий вашего региона.
3. Установка шин правильного типоразмера важна для того, чтобы избежать поломок автомобиля.
4. Для того чтобы сэкономить время на изучении рынка при выборе шин мировых брендов, можно ориентироваться на тесты институтов безопасности и испытания авторитетных изданий, бюджетным шинам посвящены обсуждения на различных форумах.
Отличия летних шин
У шин есть несколько характеристик, от которых зависят их способность к сцеплению с дорогой, износостойкость, цена, то, для какого автомобиля они подходят, и другие данные.
Основными компонентами резиновой смеси шин являются каучук, сажа и другие химические соединения. В современные модели различного назначения добавляются силикаты, масла (даже растительные), крахмалы и другие секретные вещества, которые могут сделать колесо более цепким, повысить контактные свойства на мокрой дороге или снизить коэффициент сопротивления качению. Обычно все эти качества специально подчёркнуты производителем, и при выборе шин стоит обратить на них внимание. Шины с повышенными сцепными характеристиками подойдут тем, кто предпочитает активный стиль вождения. Низкое сопротивление качению сократит расход топлива во время дальних поездок.
Рисунок протектора
От того, как близко находятся друг к другу выступающие части резины, насколько глубоки разрывы между ними, какую площадь они занимают в пятне контакта, зависят эксплуатационные свойства шин. Самый разреженный орнамент и массивные шашечки встречаются на шинах повышенной проходимости для внедорожников. И в противоположность им – шины для спортивной езды имеют максимальную площадь сцепления в пятне контакта. Первые лучше подходят для движения по пересечённой местности, но на асфальте снижают управляемость, ограничивают максимальную скорость движения, создают акустический дискомфорт и быстро изнашиваются. Вторые же отлично держат автомобиль на виражах и почти не шумят, хотя также быстро снашиваются. В промежутке между этими двумя крайностями находится большая часть шин, в которых сбалансированы сцепные свойства и износостойкость.
Симметричный ненаправленный протектор
На сегодняшний день самым универсальным рисунком протектора является симметричный ненаправленный (чаще всего его имеют так называемые бюджетные шины). Основным достоинством симметричного протектора считается независимость рабочих характеристик шин от направления вращения и особенностей условий работы (ведущая ось, управляемые колёса) и, соответственно, возможность безболезненной перестановки колёс в пределах одного автомобиля. Недостаток – продолжение достоинств, основанных на универсальности. Такого типа резина лучше всего походит для использования на не слишком мощных и скоростных автомобилях. При этом желательно, чтобы их владельцы отличались размеренным стилем вождения, особенно в дождливую погоду.
Симметричный направленный рисунок
При установке шин с симметричным направленным рисунком протектора важно соблюдать «конструкционное» направление вращения. В противном случае все достоинства «направленности» (в частности, способность хорошо сопротивляться аквапланированию) будут фактически перечёркнуты. Более того, они начнут работать во вред, и при неблагоприятном стечении климатических и дорожных условий неправильная установка шин может стать просто опасной.
Асимметричный рисунок протектора (направленный и ненаправленный)
Асимметричный рисунок протекторов наилучшим образом ведёт себя как в сухую погоду, так и в дождь. Причина проста – ещё большая специализация, выражающаяся в разделении протектора шин такого типа на «внешнюю» и «внутреннюю» части. Для шин такого типа правильная установка ещё более важна, а последствия «шиномонтажных ошибок» в данном случае более заметны. При этом установленная в правильном месте, шина с асимметричным протектором имеет несколько лучшие рабочие характеристики. Не вдаваясь в технические тонкости, можно сказать, что установка на автомобиль шин с асимметричным рисунком наделяет его более высокой курсовой устойчивостью и даёт более надёжное поведение при выполнении манёвров.
Вне зависимости от направленности рисунка протектора разные шины имеют разную глубину канавок. Чем больше глубина рисунка, тем увереннее будет чувствовать себя автомобиль на мокрой дороге. На протекторе подавляющего большинства летних моделей шин имеются специальные канавки (такая резина имеет маркировку Rain – дождь или Aqua – вода), по которым происходит отвод воды из зоны контакта, что уменьшает эффект аквапланирования. Что же касается шин с V-образным рисунком протектора, то они лучше подходят для сухого асфальта, безопасная скорость движения в сырую погоду будет заметно ниже, чем на «дождевых» шинах.
А теперь коротко о том, как маркируются шины и что, собственно, обозначают загадочные цифры и буквы, написанные на их резиновой боковине.
СПРАВКА | |
---|---|
Европейскими стандартами закреплено, что у легковых автомобилей высота протектора должна составлять не менее 1,6 мм. Это легко проверить, вставив в углубление 10 копеечную монету – если её край заметно выступает, шины пора менять. |
Например, маркировка 225/60 R16 означает следующее: 225 – ширина шины в миллиметрах, 60 – высота (профиль) шины в процентах от ширины, R – указывает, что данная шина имеет радиальную конструкцию (если буквы «R» нет, то шина диагональная), 16 – посадочный диаметр в дюймах.
Важно понимать, что все допустимые типоразмеры шин указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля, и в большинстве случаев пренебрегать этими рекомендациями не следует. Например, если вы установите на автомобиль шины большего внешнего диаметра, пострадают динамические качества, снизится ресурс некоторых узлов, а «распухшие» колёса могут начать цеплять за крылья.
Что же касается экспериментов с высотой профиля (при сохранении внешнего диаметра), то нужно понимать, что установка низкопрофильной резины делает управление автомобилем более острым, но вместе с тем все неровности дороги начинают передаваться на кузов более подробно, а «спортивные» колёса с дисками большого диаметра и низкопрофильной резиной более подвержены повреждениям. Не стоит увлекаться и излишне широкими шинами (они тяжелее и могут цеплять за детали подвески). Правило простое – и в этом параметре придерживаться рекомендаций производителя (летом, как правило, используется более широкая резина).
Кроме этих основополагающих геометрических значений, указываются индекс скорости, допустимая нагрузка, сезонность и прочая информация.
Индекс нагрузки и скорости обозначаются на боковой поверхности шины.
Индекс нагрузки рассчитывается из максимально возможной массы автомобиля, поделённой на количество колёс. Например, полная масса Lada Kalina до 1600 кг – делим на 4, получаем 600 кг. Индекс нагрузки – 90.
Индекс нагрузки |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
95 |
100 |
105 |
110 |
115 |
120 |
Макс. нагрузка (в кг) |
335 |
387 |
450 |
515 |
600 |
690 |
800 |
925 |
1060 |
1215 |
1400 |
С индексом скорости всё проще: буква соответствует максимальной скорости, которую можно развить на автомобиле с этими шинами.
Индекс скорости |
J |
K |
L |
M |
N |
P |
Q |
R |
S |
Макс. скорость (км/ч) |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
160 |
170 |
180 |
Индекс скорости |
T |
U |
H |
V |
VR |
W |
Y |
ZR |
Макс. скорость (км/ч) |
190 |
200 |
210 |
240 |
>210 |
270 |
300 |
>240 |
При выборе летних шин нужно понимать, по каким дорогам придётся ездить. Если большая часть передвижений происходит в городе, не нужно выбирать внедорожную резину. Если качество дорог оставляет желать лучшего, то выбор низкопрофильных шин лучше отложить до появления нового покрытия – такие шины легче пробить, да и все неровности они передают гораздо ощутимей. У некоторых производителей есть линейки с усиленными боковинами, при использовании которых снижается риск повредить резину ободом диска при попадании в яму.
Если выбор сделать сложно, посмотрите тесты шин компетентных изданий. В них обычно выявлены достоинства и недостатки той или иной резины. И даже если претенденты имеют очень похожий рисунок, состав резиновой смеси может заметно изменить их показатели, что обычно выясняется только опытным путём.
Не всегда стоит переплачивать за имена. У многих именитых производителей есть менее раскрученные бренды с теми же стандартами качества, но более низкой ценой.
И раз уж речь пошла об экономии, то можно задуматься над вариантом приобретения восстановленной резины или шин, бывших в употреблении. И те, и другие требуют рекомендаций и тщательной проверки перед покупкой на наличие механических дефектов, заплаток, различных разрывов, швов и других отклонений от нормы.
В любом случае не следует забывать, что шины – очень важный компонент автомобиля, максимально влияющий на безопасность. Хорошая резина может сберечь не только ваш бюджет (ведь разница тормозного пути в метр может очень существенно изменить сумму ремонта), но и спасти жизнь.
Автор: Ирина Зверкова
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть