Вокруг света на «копейке». Два чеха обогнули Землю на сорокалетнем ВАЗ-2101
Филип, Петр и «копейка» на перевале Талдык в Киргизии.АиФ-Россия
Отчасти они повторили достижение своих знаменитых соотечественников Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда, которые в 1947-1950 гг. путешествовали на легковушке «Татра» — звезде чешского автопрома — по Африке, Южной и Центральной Америке, а затем в 1959-1964 гг. по странам Ближнего Востока, Азии и СССР. Впрочем, Филип Вогел и Петр Явурек объехали мир по своему маршруту.
Старая добрая малолитражка ВАЗ-2101, получившая в народе прозвища «единичка» и «копейка», — первая модель, выпущенная на Волжском автомобильном заводе. «Мы выбрали ВАЗ-2101 потому, что он надёжен и неприхотлив, — объяснили Филип и Петр корреспонденту „АиФ“. — А ещё из-за цены: купить подержанную „копейку“ с рук можно недорого. Её легко ремонтировать, кроме того, на всей территории бывшего СССР много подходящих автосервисов. И вообще, „Лады“ несколько десятилетий продавались в десятках стран мира, так что почти повсюду можно надеяться если не на запчасти, то хотя бы на подсказки по ремонту». «Все эти преимущества сработали, — резюмирует Филип. — Наш „Жигулик“ (так чешские ребята ласково называют свою машину. — Авт.) оказался на высоте». Парень добавляет, что впервые оценил достоинства вазовской продукции ещё в детстве — «Лада» была у его родителей.
Филип — аспирант строительного факультета пражского Технического университета, Петр работает на одном из чешских автозаводов. Оба не раз вместе путешествовали по миру: объездили всю Великобританию, Балканы, на старом «опеле» доехали через Украину и Белоруссию до Петербурга. А Филип, кроме того, проехал на разных типах машин по югу Африки и странам Южной Америки.
Сначала им захотелось побывать на Огненной Земле, а потом решились на кругосветку. «Копейку» купили по объявлению за 15 тыс. крон (600 евро). До этого машина сменила 5 владельцев. Знакомый пожилой чех, который всю жизнь имел дело с автомобилями АвтоВАЗа, за полгода помог довести её до ума. Мотор, правда, пришлось взять от другой старой «Лады». «Машина была не на ходу, мы заменили много деталей плюс везли с собой два ящика запчастей, которые заняли половину багажника, — говорит Петр. — Ничего нового в конструкцию не вносили, только защитили снизу мотор листом металла».
За время путешествия друзья потратили 700 тыс. крон (28 тыс. евро), из них 120 тыс. крон (5 тыс. евро) на бензин, остальное — на питание, оплату морских паромов, виз и прочих бумаг, ремонт и т. п. В среднем в день проезжали по 260 км. Ночевать изначально планировали в палатке, но из-за холода нередко приходилось спать и в салоне.
В апреле 2017-го они отправились на восток, в места, где хватает мастерских и магазинов запчастей для «Жигулей». «Мы рассчитали: переловим в машине всех „блох“, потом будет легче», — поясняет Петр. В Польше, несмотря на весну, дороги неожиданно засыпал снег, который сопровождал их до самой Волги. Поэтому по ночам грелись в машине, но к утру всё равно вставали продрогшие... Разумеется, заехали в Тольятти на АвтоВАЗ, где их встретили как своих: заменили тяги задней подвески и моторное масло, прокачали тормоза, отрегулировали фары. Завод им показал один из ветеранов предприятия, экс-президент Международной ассоциации дилеров АвтоВАЗа Юрий Целиков, работающий там с 1972 г. и отвечавший в своё время за продажу «Жигулей» в соцстраны Восточной Европы, включая Чехословакию. «Он восхищался и называл нас народными героями, — вспоминают Петр и Филип, — целый вечер обзванивал начальство АвтоВАЗа, говоря, что из Чехии приехали Зикмунд и Ганзелка на „копейке“. „Хотя, — добавляют они, — мы не брали особого примера со знаменитых путешественников. Просто было желание исследовать мир, к тому же нам нравятся старые машины“.
„Нам махали вслед...“
Затем они проехали через страны Средней Азии и Байкал до Владивостока. И гордятся тем, что смогли преодолеть легендарный Памирский тракт в Таджикистане.
„Жигулик“ всю дорогу был вполне надёжен, — рассказывает Петр. — Оказалось, что он создан для трудных дорог, пересечённой местности. Самые большие проблемы (например, с бензонасосом) возникали в очень жарких районах и на больших высотах из-за разреженного воздуха — например, на Памире, где мы поднялись на перевал Акбайтал (4655 м), и затем в Андах (на 4500 м). Но маршруты всё-таки пришлось выбирать под автомобиль, потому что на разбитых дорогах „копейка“ уставала, а в высокогорье задыхалась: в горку перегревался двигатель, а с горки дымились тормоза. Часто на крутых подъёмах мы останавливались, ожидая, пока мотор остынет».
Из Владивостока в США «копейку» везли два месяца на контейнеровозе. Оттуда Филип и Петр доехали через Южную Америку до Огненной Земли. «В Мексике и Эквадоре случились две небольшие аварии, — вспоминает Петр, — нам помяли сперва левое, а потом правое крыло. В обоих случаях удалось их самостоятельно выправить. А осколки разбитых поворотников я собрал с дороги, склеил и покрыл сверху прозрачной изолентой». Кроме того, в Мексике смогли провести внеплановый техосмотр: «копейку» заметил живущий там кубинец, который 20 лет занимался обслуживанием «Жигулей» у себя на острове. Он остановил раритетную машину и пригласил путешественников к себе в мастерскую.
Рождество 2017 г. парни встретили в Уругвае в ожидании контейнеровоза. Разбили палатку на берегу океана, нарядили ёлочку, сделали картофельный салат. Новый, 2018 г. встречали в кают-компании морского парома. Домой вернулись в конце января. Их встретили как героев. А они возразили, показав на ВАЗ: «Вот кто настоящий герой! Объехал вокруг света и только раз запросил комплексную замену резины на колёсах».
Я спросил у Филипа, как реагировали на двух ребят в старой «копейке» в разных странах. «В России люди были очарованы нашей машиной, восхищались тем, что мы ведём старый, исторический автомобиль. Они махали нам вслед и хотели общаться. Это было так прекрасно... Очень радовались и русские, живущие за границей. Но многие не верили, что ВАЗ-2101 сможет проехать так много, говорили, что он сломается, разобьётся и мы умрём в пустыне. А в США нас спрашивали, есть ли в авто кондиционер».
«Для новой кругосветки наш „Жигулик“ уже не годится, — заключают Петр и Филип. — Однако мы надеемся отправиться на нём в Тольятти на празднование 50-летия первого выпуска модели ВАЗ-2101. А там, наверное, как рекордсмена сдадим его в музей АвтоВАЗа. Потом хотим снова проехать по Сибири: нам запали в душу ваши места».
От «копейки» до наших дней: эволюция легковых автомобилей «АвтоВАЗа»
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть