331

Собиратель города. Художник возвращает образ Минска

"Аргументы и факты" в Беларуси № 8. Покупатель найдется! 20/02/2024
Начало застройки Привокзальной площади в 1947 г. Так выглядела площадь к 1953 г.
Начало застройки Привокзальной площади в 1947 г. Так выглядела площадь к 1953 г. Фото из коллекции Дмитрия Маслия.

…Как иначе можно назвать этот проект? Несколько десятков тысяч человек каждое утро ждут новое фото старого города.

О нереальном Минске рассказывает член Международной гильдии живописцев, Союза художников и Союза дизайнеров Беларуси, краевед-культуролог Дмитрий МАСЛИЙ.

- Помните студенческие годы?

- Студенческая жизнь в конце 70-х была очень активной. В те времена капустники Белорусского государственного художественного института гремели на весь город. Попасть на них было сложно и престижно, приходили не только студенты из других вузов, но и городская интеллигенция. Чего только стоил живой петух на одном из капустников, который перед этим неделю жил в аудитории, пугая вахтера утренним кукареканьем. Он ходил по сцене, летал в зал…

- И вам это прощали?

- Конечно, после каждого капустника были комсомольские собрания, на которых нас разбирали, но в следующий раз всё повторялось.

МАШИНА ВРЕМЕНИ

- В вашей истории художника были период реалистичный и период абстрактный...

 - Одно время я отошел от смыслового, фигуративного содержания в абстрактную, чувственную живопись. Но я продолжаю делать и фигуративные работы, просто это разные стороны восприятия - с другим фильтром зрения.

Комаровская площадь, 1955 г.
Комаровская площадь, 1955 г. Фото из коллекции Дмитрия Маслия.

- А фотографии старого Минска - абстракция? Реальность?

- Увлечение историей города началось еще в студенческие годы. Меня интересовало всё - старые названия улиц, районов, их прежний вид. Старые дореволюционные, довоенные снимки позволяют увидеть совсем другой город.

Минск в этом плане достаточно уникален - это новый город. Он фактически был построен заново. И вкрапления довоенного и дореволюционного Минска, которые остались, очень интересны.

Помню почти реальный случай перемещения во времени. Кажется, 1969 год, мне 15 лет - я шёл по мосту через Немигу в сторону Парковой магистрали (сейчас это проспект Победителей) и вдруг остановился как вкопанный. По старой Немиге шла колонна советских военнопленных в окружении немецких военных с автоматами и овчарками. Это было неожиданное и жуткое зрелище, и я не сразу заметил кинокамеры - это снимали 6-серийный телефильм «Руины стреляют» о минском подполье.

Улица Немига в то время уже была отселена, дома стояли полуразрушенные, с выбитыми стеклами, и всё абсолютно соответствовало происходящему в фильме. Было как-то очень тихо, только лаяли овчарки. Немногочисленные зрители-горожане стояли молча. Все понимали, что это съемки, но было ощущение возвращения в прошлое, которое мы не пережили, не знали, не видели…

Старая Немига вскоре исчезла окончательно.

Фото той самой киносъемки, о которой рассказывает Дмитрий. На кадр попала старая Немига.
Фото той самой киносъемки, о которой рассказывает Дмитрий. На кадр попала старая Немига. Фото из коллекции Дмитрия Маслия.

ДЕСЕРТ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ

- Когда в 2008 году появился русскоязычный «Фейсбук», я начал выкладывать фото там. Для себя. Сегодня я выставляю каждое утро одну, две или три фотографии - это такой десерт для зрителей к утреннему кофе.  

Здание Академии наук БССР, 1953 г.
Здание Академии наук БССР, 1953 г. Фото из коллекции Дмитрия Маслия.

- Где вы берете эти невероятные фотографии?

- Ищу в интернете, в каких-то открытых архивах. Что-то покупаю на аукционах. Что-то присылают друзья. Подписчики помогают, присылая старые фото из родительских и дедушкиных альбомов.

- Это только Минск?

- В основном занимаюсь родным Минском. Но было бы хорошо, если бы и в областных городах нашлись люди, которые любят свой город, ищут и выставляют старые фотографии. Это очень интересно и важно – и для города, и для человека, и для страны в целом. В соцсетях я все время получаю отзывы от людей, которые, например, давно уехали и живут в другой стране. Кто-то смотрит и узнает родные места, кто-то показывает своим родственникам – и вместе плачут, вспоминают.  

- Что этот фотопроект значит для вас?

- Хотя у меня была просто любительская задача, хобби, сейчас я понимаю, что это образовательный проект.

Ленинский проспект, кафе «Бригантина», 1970-е.
Ленинский проспект, кафе «Бригантина», 1970-е. Фото из коллекции Дмитрия Маслия.

- Вы преподаете старый Минск?

- Я любитель, собиратель, комментатор, популяризатор города.

ЧУВСТВО МОМЕНТА

- А как живопись и фотография сочетаются в вас? Не мешают они друг другу?

- Помогают. Это чувство композиции, чувство момента... Хотя живопись и фотография – не фотошоп и не искусственный интеллект – напрямую не связаны между собой. Тут работают совсем разные части мозга. Фотография может быть дополнительным инструментом для живописи, но не наоборот. Общее только то, что восприятие и фотографии, и живописи может и должно меняться во времени. Можно, например, сравнивать влияние музыки на живопись, но не наоборот.

СОХРАНЯТЬ НАСЛЕДИЕ

- Кстати, об «искусственном интеллекте». Фотографии старого Минска неуязвимы, но вот живопись… Художники не боятся такой конкуренции?

- Многое в творчестве изменится. Художники приобретут индивидуальность, а работы станут более авторскими, чувственными. Именно это пока не под силу искусственному интеллекту.  

Парк им. Горького, 1960-е.
Парк им. Горького, 1960-е. Фото из коллекции Дмитрия Маслия.

- Тогда что пожелаете всем – и художникам, и собирателям, и читателям «АиФ»?

- Сохранять наследие – это важно. Обращать больше внимания на радостные и счастливые моменты жизни. Все неприятности временны. Пусть эта мысль придает вам сил и стойкости.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно