…Как иначе можно назвать этот проект? Несколько десятков тысяч человек каждое утро ждут новое фото старого города.
О нереальном Минске рассказывает член Международной гильдии живописцев, Союза художников и Союза дизайнеров Беларуси, краевед-культуролог Дмитрий МАСЛИЙ.
- Помните студенческие годы?
- Студенческая жизнь в конце 70-х была очень активной. В те времена капустники Белорусского государственного художественного института гремели на весь город. Попасть на них было сложно и престижно, приходили не только студенты из других вузов, но и городская интеллигенция. Чего только стоил живой петух на одном из капустников, который перед этим неделю жил в аудитории, пугая вахтера утренним кукареканьем. Он ходил по сцене, летал в зал…
- И вам это прощали?
- Конечно, после каждого капустника были комсомольские собрания, на которых нас разбирали, но в следующий раз всё повторялось.
МАШИНА ВРЕМЕНИ
- В вашей истории художника были период реалистичный и период абстрактный...
- Одно время я отошел от смыслового, фигуративного содержания в абстрактную, чувственную живопись. Но я продолжаю делать и фигуративные работы, просто это разные стороны восприятия - с другим фильтром зрения.
- А фотографии старого Минска - абстракция? Реальность?
- Увлечение историей города началось еще в студенческие годы. Меня интересовало всё - старые названия улиц, районов, их прежний вид. Старые дореволюционные, довоенные снимки позволяют увидеть совсем другой город.
Минск в этом плане достаточно уникален - это новый город. Он фактически был построен заново. И вкрапления довоенного и дореволюционного Минска, которые остались, очень интересны.
Помню почти реальный случай перемещения во времени. Кажется, 1969 год, мне 15 лет - я шёл по мосту через Немигу в сторону Парковой магистрали (сейчас это проспект Победителей) и вдруг остановился как вкопанный. По старой Немиге шла колонна советских военнопленных в окружении немецких военных с автоматами и овчарками. Это было неожиданное и жуткое зрелище, и я не сразу заметил кинокамеры - это снимали 6-серийный телефильм «Руины стреляют» о минском подполье.
Улица Немига в то время уже была отселена, дома стояли полуразрушенные, с выбитыми стеклами, и всё абсолютно соответствовало происходящему в фильме. Было как-то очень тихо, только лаяли овчарки. Немногочисленные зрители-горожане стояли молча. Все понимали, что это съемки, но было ощущение возвращения в прошлое, которое мы не пережили, не знали, не видели…
Старая Немига вскоре исчезла окончательно.
ДЕСЕРТ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ
- Когда в 2008 году появился русскоязычный «Фейсбук», я начал выкладывать фото там. Для себя. Сегодня я выставляю каждое утро одну, две или три фотографии - это такой десерт для зрителей к утреннему кофе.
- Где вы берете эти невероятные фотографии?
- Ищу в интернете, в каких-то открытых архивах. Что-то покупаю на аукционах. Что-то присылают друзья. Подписчики помогают, присылая старые фото из родительских и дедушкиных альбомов.
- Это только Минск?
- В основном занимаюсь родным Минском. Но было бы хорошо, если бы и в областных городах нашлись люди, которые любят свой город, ищут и выставляют старые фотографии. Это очень интересно и важно – и для города, и для человека, и для страны в целом. В соцсетях я все время получаю отзывы от людей, которые, например, давно уехали и живут в другой стране. Кто-то смотрит и узнает родные места, кто-то показывает своим родственникам – и вместе плачут, вспоминают.
- Что этот фотопроект значит для вас?
- Хотя у меня была просто любительская задача, хобби, сейчас я понимаю, что это образовательный проект.
- Вы преподаете старый Минск?
- Я любитель, собиратель, комментатор, популяризатор города.
ЧУВСТВО МОМЕНТА
- А как живопись и фотография сочетаются в вас? Не мешают они друг другу?
- Помогают. Это чувство композиции, чувство момента... Хотя живопись и фотография – не фотошоп и не искусственный интеллект – напрямую не связаны между собой. Тут работают совсем разные части мозга. Фотография может быть дополнительным инструментом для живописи, но не наоборот. Общее только то, что восприятие и фотографии, и живописи может и должно меняться во времени. Можно, например, сравнивать влияние музыки на живопись, но не наоборот.
СОХРАНЯТЬ НАСЛЕДИЕ
- Кстати, об «искусственном интеллекте». Фотографии старого Минска неуязвимы, но вот живопись… Художники не боятся такой конкуренции?
- Многое в творчестве изменится. Художники приобретут индивидуальность, а работы станут более авторскими, чувственными. Именно это пока не под силу искусственному интеллекту.
- Тогда что пожелаете всем – и художникам, и собирателям, и читателям «АиФ»?
- Сохранять наследие – это важно. Обращать больше внимания на радостные и счастливые моменты жизни. Все неприятности временны. Пусть эта мысль придает вам сил и стойкости.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть