916

Из леса и болот. Программист из Гродно рисует героев белорусской мифологии

"Аргументы и факты" в Беларуси № 3. Миражи счастья 17/01/2023

Слышали ли вы когда-нибудь о Лихоманках или Кадуке? Задумывались ли о том, кого боялись или любили наши далекие предки? Нет? Тогда вам стоит познакомиться с работами художника-самоучки Артура Басака, который переносит образы белорусских нечистиков на холст, а точнее – на экран мобильного телефона.

 

«Просто хобби»

- Интерес как к программированию, так и к рисованию у меня появился еще со школьной скамьи. Однако значимость этих интересов была неравноценной. Большее предпочтение отдавал техническим наукам: участвовал в школьных олимпиадах по информатике, видел себя только в профессии программиста. Идею стать художником не рассматривал. Рисовал для себя, не более того. И даже сейчас, имея за плечами опыт в этой сфере, не считаю себя профессионалом.

 

«А что у нас?»

Многих увлекают мистическая и фантастическая тематики. Особенно в детстве, когда с этим ты активно сталкиваешься в книгах, мультиках, фильмах и компьютерных играх. И чаще всего на глаза попадаются истории из скандинавской и греческой мифологии. Но в какой-то момент я задал себе вопрос: «А что было у нас?» Кто, например, был у белорусов вместо Минотавра или Медузы Горгоны? Кого боялись наши предки-язычники? Так и начал изучать эту тему. А эмоции и впечатления переносил в творчество – картины.

Первые белорусские нечистики (существа нечистой силы: духи, чертики и т. д.) «оживали» на бумаге. Потом - в электронном формате. С помощью специальной программы, которая имитирует холст, а также различные инструменты (кисти, карандаши и т. д.), я начал рисовать в телефоне. Схема работы простая: с помощью стилуса (ручка со специальным силиконовым наконечником) я рисую на экране, словно карандашом на бумаге. Процесс занимает 1-2 часа.

 

Кадук, Колтун и Лихоманка

Предугадывая недоумение некоторых читателей и, возможно, осуждение из-за языческой тематики, замечу, что ничего плохого в свои картины я не вкладываю. Я только передаю образы героев нашей мифологии, которых раньше уважали и боялись наши далекие предки. Мифология – это большой пласт нашей истории. Да и сейчас найдутся те, кто верит в злых и добрых духов.

Люди в древние века не могли объяснить понятные нам вещи: почему идет дождь? Почему кто-то из семьи заболел? И из всех этих «почему» складывались образы духов, которых либо старались задобрить, чтобы получить от них помощь, либо хотели прогнать и отпугнуть.

Например, любая болезнь в мыслях наших предков была злым духом. Кадук – дух, который вызывал эпилепсию. А простуду, по мнению наших предков, приносила Лихоманка. Даже банальные последствия несоблюдения гигиены были проделками духов: если девушки долго не расчесывали локоны, а в них образовывался ком из волос (в народе – колтун), то наши предки считали, что это проказни духа Колтуна. Избавлялись от него таким способом: били волосы молотком или кувалдой. Нельзя было просто взять и обрезать клок волос, иначе злой дух мог вселиться в того, кто его срезал.

Образ духа Колтуна
Образ духа Колтуна Фото: фото из личного архива/ Артур Басак

Нечистиков выдумывали и в воспитательных целях. Так как в те времена все семьи были преимущественно многодетными, то уследить за оравой детей матери было очень трудно. Чтобы малыши не покидали пределы двора, не убегали в лес, были послушными, взрослые придумывали нечистиков. Например, говорили ребенку, что на озере его словит Ласкатуха - русалка, которая может защекотать до смерти.

Иногда даже свои проступки люди объясняли шутками духов. Например, Апивень - дух или черт, который склонял людей к пьянству. Многим этот персонаж нравится до сих пор. Ведь это универсальный аргумент после разгульного застолья: во всем виноват Апивень, а не я!

Вдохновение вокруг

В поисках образов для своих рисунков я не езжу в этнологические экспедиции. Я ищу вдохновение в музеях, слушаю истории от старшего поколения, которые выросли на сказках о нечистиках. И, конечно, исконно белорусские мифические образы можно найти только в литературе: в записях людей, которые глубоко изучали этот вопрос. Я обращаюсь как к художественным, так и научным источникам: «Міфалогія беларусаў: Энцыклапедычны слоўнік» Т. Володина, С. Санько, «Заклятыя скарбы» от В. Яговдика, издание «Белорусский фольклор» от Национальной академии наук, «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях» Я. Борщевского и т. п.

Я не претендую на звание ученого. Образы белорусских нечистиков, которые я рисую, – это сугубо моя интерпретация и плод моего воображения. Конечно, на мои работы влияет и современная культура (книги и фильмы-фэнтези), и другие факторы. Например, рисовать картины в мрачных тонах я решил из-за своей любви к творчеству норвежского художника Теодора Киттельсена, который использует в своих работах преимущественно темные цвета и оттенки.

По мнению наших далеких предков - простуду приносила Лихоманка. В белорусской мифологии их было несколько.
По мнению наших далеких предков, простуду приносила Лихоманка. В белорусской мифологии Лихоманок было несколько. Фото: фото из личного архива/ Артур Басак

Книга

Забавы ради я сделал аккаунт в Инстаграме, начал размещать свои работы там. И, к моему удивлению, людям понравились мои рисунки. Чем больше я рисовал – тем больше подписчиков появлялось. Именно они натолкнули меня на мысль издать книгу.

Книга «Беларускія нячысцікі: лясныя» состоит из 30 рисунков лесных духов. Повторюсь: я не ученый, поэтому книга художественная. С текстом помогала белорусская писательница Алина Длатовская. Я предоставил ей свои рисунки, а также короткие подписи с описанием нечистиков, а она придумала историю.

Концепция книги включает в себя кабинетную мифологию. Это значит, что мифы, которые описываются в книге, - плод фантазии автора.
Концепция книги включает в себя кабинетную мифологию. Это значит, что мифы, которые описываются в книге, - плод фантазии автора. Фото: фото из личного архива/ Артур Басак

Главный персонаж книги – Ян Кликст Лашкевич, который в XIX веке путешествует по белорусским деревням и городам и записывает в свой дневник короткие рассказы о нечистиках, которых встречает на своем пути. Концепция книги включает в себя кабинетную мифологию. Это значит, что мифы, которые описываются в книге, - плод фантазии автора. Кстати, свою книгу я позиционирую как артбук. Главное в издании – картинки, а текст – лишь дополнение к ним.

 

Гербы и оборотни

Я рисую не только нечистиков. В моем портфолио есть приведения, которыми также богата наша белорусская история. Ещё я изучаю белорусскую геральдику. Рисую языческих богов, а также оборотней: наполовину людей, наполовину животных из реальной белорусской фауны.

Некоторые работы Артура Басака можно увидеть в Березинском заповеднике. Фото: фото из личного архива/ Артур Басак

Я никогда не думал делать выставку своих работ. Ведь мои рисунки можно бесплатно посмотреть в Интернете. Однако все же удалось поучаствовать в интересных проектах. Например, сотрудники Лидского замка с помощью моей картины «оживили» легенду о призраке-воине. Мой рисунок распечатали и повесили в замке. И если все картины статично висят на стене, то моя меняет свое месторасположение. Получается интересная игра: посетителям музея придется поохотиться за приведением, чтобы увидеть его. Или же призрак сам будет наблюдать за посетителями из укромного уголка.

Также некоторые мои работы можно увидеть в Березинском заповеднике.

Оставить комментарий (0)