4879

Тамара Муженко: «Моя перестройка была с 1976 по 1981 г.»

№ 2 от 6 января 2015 года 06/01/2015

Тамара Муженко - из тех людей, которых трудности только закаляют, а их на долю актрисы выпало немало…

ДОСЬЕ
Тамара МУЖЕНКО - ведущий мастер сцены Театра-студии киноактера, в котором работает с 1981 г. До этого работала в Белорусском театре кукол и ТЮЗе. Занята в спектаклях «Очень простая история», «Пигмалион», «Как выходят в люди, или На всякого мудреца довольно простоты», «Хто смяецца апошнім». Снималалсь в фильмах «Улица младшего сына», «Про Красную Шапочку», «Дикая охота короля Стаха», «Возьму твою боль», «Люди на болоте», «Белые Росы» и др.

- Я считаю самым хорошим временем перестройку, - рассказала в интервью «АиФ» Тамара МУЖЕНКО. – Тогда было очень сложно, но зато у людей появилась возможность проявить свои способности и таланты. Ровная жизнь, как в стоячем болоте, не ведет к развитию. Чтобы всколыхнуть людей, нужен смерч, который снесет все на своем пути…

- Многие артисты после распада Советского Союза в 90-х годах были вынуждены уйти из профессии: кто-то начал перегонять машины, кто-то стал продавцом на рынке…

- А мы с дочерью и внуком потеснились: сдавали комнату иностранцу… Но я сейчас подумала вот о чем: лично для меня самой сложной была не перестройка, а 1976-1981 годы, когда я осталась без работы – тогда из театра были вынуждены уйти многие талантливейшие актрисы. Точнее, их вынудили…

Пять лет у меня не было ролей в театре, муж предал, я осталась с дочкой одна, поэтому в кино, чтобы заработать на тарелку супа, приходилось браться за все, что предложат…

- Что же вам помогло выстоять?

- Честно признаюсь: я два раза была на грани. Один раз, на съемках картины «Воскресная ночь», оператор Дмитрий Зайцев просто вовремя обернулся и спросил: «Как дела?» А я уж было высмотрела берег крутой над Даугавой… Меня остановила лишь мысль: «Что же я делаю? Что будет с моей дочерью?»

Воспоминания детства

- Тамара Трофимовна, сегодня молодые артисты часто в интервью говорят о том, что мечтают сыграть в военном кино: для них это благодатный приключенческий жанр. А как вы думаете: может ли молодежь снимать военное кино, за которое не стыдно? Они же не знают о войне того, через что прошли режиссеры-фронтовики…

- Киностудию «Беларусьфильм» недаром в послевоенное время называли «Партизанфильмом»: о войне снимали все известные режиссеры – Виктор Туров, Борис Степанов, Виталий Четвериков. И в моей кинематографической биографии почти все фильмы были о войне, о которой я знаю не понаслышке.

Почему сегодня часто обращаются к военной тематике? Во-первых, недавно отметили юбилейные даты, к которым был приурочен ряд премьер. Во-вторых, молодежь хочет почувствовать себя героями, и именно кино о войне дает ей такую возможность. Но все же есть нюансы, о которых молодое поколение кинематографистов действительно не задумывается. Часто я вижу в картинах о войне: идет молодой солдат в выглаженной форме, весь увешанный медалями… Не было такого: у солдат были выцветшие добела гимнастерки и одна-две медали на груди, иначе бы их просто убили.

- Родственники многих фронтовиков говорят о том, что деды, пришедшие с войны, никогда не рассказывали о том, как воевали. И память о многом, что видели на войне, они унесли с собой в могилу.

- Понятно, почему люди не вспоминают о войне: как ты будешь рассказывать, как убивал? Как видел напротив глаза другого человека, которого протыкал штыком? Как слышал его предсмертный хрип?

- Я недавно прочитала воспоминания одного фронтовика, который до сих пор не может вспомнить лицо своей жены, которая погибла во время войны…

- Удивительно… Война закончилась, когда мне было пять лет, но до сих пор все те воспоминания живы, как будто это было вчера. Я тоже не помню лиц – как выглядели мама и бабушка во время войны. Но я помню запахи, цвета… Во время войны все было серым, и, когда я однажды набрела в лесу на авиабомбу – она была салатового цвета, а внутри виднелись разноцветные бумажки розового, желтого, голубого цветов, – я, даже зная об опасности, не смогла устоять. Своими ручонками я вытащила эти бумажки и что есть мочи помчалась к дому, где закопала эти сокровища в огороде и никогда больше к ним не прикоснулась. А через два часа на этой бомбе подорвались двенадцать деревенских мальчишек… Об этом случае я никогда никому из родных не рассказывала…

Из великого рода

- Вы из рода - Громыко…

- Да, самый известный потомок этого великого рода  - Андрей Андреевич  - был председателем Президиума Верховного совета СССР и министром иностранных дел.

- Неужели вы никогда не воспользовались такими серьезными связями?

- Никогда! Мне недавно рассказали, что жители деревни, в которой вырос Андрей Андреевич, просили его о помощи в строительстве дороги. Он отказал и, как я считаю, правильно сделал, потому что решением таких вопросов должно заниматься местное руководство, а не важное государственное лицо.

И вообще я придерживаюсь принципа: никто никому ничего не должен! Не нужно уповать на чью-то помощь, ждать, что кто-то что-то сделает за вас. Во всем нужно полагаться только на себя. Так воспитано мое поколение.

- Тамара Трофимовна, что бы вы хотели пожелать читателям «АиФ» в наступившем 2015-м?

- Несмотря на трудности, которые выпадают на вашу долю, наберитесь терпения и не озлобляйтесь. Желаю, чтобы не сгорела ваша душа и не погасли ваши глаза!

02_26_02

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно