Уроженца Витебска композитора Марка Фрадкина знал весь Советский Союз. Его талант особенно ярко раскрылся во время Великой Отечественной войны, а созданные им в те годы песни стали настоящей музыкой Победы.
Однако, пожалуй, лучшие свои «мирные» композиции мастер написал о родном городе и любимой женщине.
Гроза Витебска
В 2024 году отмечается 110 лет со дня рождения знаменитого композитора Марка Фрадкина, который написал множество ставших классикой песен. Он родился в Витебске и всегда с теплотой вспоминал о своем городе, в который с удовольствием возвращался и которому посвятил несколько произведений — «Вернулся я на родину, столица областная».
«Я могу говорить о нем бесконечно, потому что город юности всегда любишь особой, непреходящей любовью. Я могу говорить и о моих самых близких друзьях, которые жили по обе стороны моего дома, и о прекрасной живописной речушке, возле которой мы жили», — рассказывал Марк Григорьевич.
Если говорить о детстве, то юный Фрадкин был не тем интеллигентным эстетом, каким мы его помним, а двоечником и хулиганом — грозой витебских улиц. После школы он получил техническое образование — работал инженером на швейной фабрике, серьезно занимался боксом.
Позже Марк увлекся театром, поступил в Ленинградское центральное театральное училище, по окончании которого стал актером минского ТЮЗа и одновременно учился в консерватории. Именно здесь, в Минске, он начал писать музыку, которая стала делом всей его жизни.
Два ордена
В 1939 году Фрадкин пошел в армию. Великую Отечественную войну он встретил, будучи дирижером военного ансамбля. Именно в первые годы войны Марк Фрадкин познакомился с поэтом Евгением Долматовским, с которым у него завязалось плодотворное творческое сотрудничество. Первая же совместная композиция — «Песня о Днепре», написанная в ноябре 1941 года, — прославила обоих сразу и навсегда.
«Мы нашли в заброшенном доме поломанное пианино. Опыта совместной работы у нас не было. За день мы сделали эту песню. На следующий день я с большим волнением принес ее в ансамбль. Люди стояли, слушали, сжимая кулаки, и молча плакали», — вспоминал Фрадкин.
Говорили, что маршал Семен Тимошенко, услышав «Песню о Днепре», снял с себя орден Красной Звезды и надел его на композитора, сказав: «Потом оформим». То же самое сделал и Никита Хрущев. Так Марк Григорьевич без документов получил сразу две награды за свой шедевр.
Музыка Фрадкина прозвучала и во время Парада Победы на Красной площади – там исполнили знаменитую «Дорогу на Берлин». Стихи на эту песню были написаны Долматовским в освобожденном Гомеле.
В 1944 году Фрадкина приняли в Союз композиторов СССР – ему было 30 лет. Творческий тандем с Долматовским продолжал выдавать новые творения: «Мы жили по соседству», «За фабричной заставой», «Комсомольцы-добровольцы», «А годы летят»... Музыка Марка Григорьевича звучала в более пятидесяти фильмах. Его песни исполняли многие известные артисты — Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Анна Герман, Эдита Пьеха, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон и другие.
Картины и бриллианты
1944-й вообще выдался для композитора счастливым: в командировке в Свердловске (нынешнем Екатеринбурге) он встретил свою будущую жену – 28-летнюю Раису Патрик. Та была замужем, имела ребенка, однако не устояла перед статным и обаятельным Фрадкиным, песни которого к тому времени гремели на весь Советский Союз.
Они поженились 25 декабря – дата совпала с днем рождения невесты, и в течение почти пятидесяти последующих лет супруги отмечали в этот день двойной семейный праздник.
Марк помогал жене воспитывать пасынка, а в 1947 году у пары родилась дочь Евгения, которая стала впоследствии супругой австрийского композитора Олега Майзенберга. Внук музыканта Антон Фрадкин часто выступает организатором выставок и концертов в честь знаменитого дедушки.
И в войну, и после войны Раиса работала в Театре Советской армии, занимала там высокую административную должность. После рождения дочери она ушла с работы и посвятила себя семье, хотя и сохранила широкие связи в музыкальных кругах — это не раз помогало мужу в карьере.
В свою очередь, популярность Фрадкина все росла, он много гастролировал и писал по дюжине песен в год. Жили супруги поначалу совсем небогато, но весело, как многие молодые люди, вернувшиеся невредимыми с войны. Однако уже к началу 60-х творчество композитора стало приносить ему не только славу, но и материальное благополучие. Как вспоминали знакомые, по советским меркам Марк Григорьевич был очень богат: он коллекционировал ножи, редкие сигары, картины русских художников-передвижников, а Раиса щеголяла в великолепных шубах и бриллиантах.
Прекрасное признание
Фрадкина обожали женщины: его обаяние и изысканные манеры непременно покоряли представительниц прекрасного пола. Впрочем, он был счастлив с Раисой Марковной и никогда не давал ей повода для скандала.
«Он был идеальным мужем и отцом. Ссор в доме почти не было. Конфликты исчерпывались беззлобным посыланием друг друга «куда подальше» и длились не более получаса. Дед всегда был элегантен, гармония в семье не мешала ему весьма галантно ухаживать за дамами, что, впрочем, выглядело вполне безобидно», — рассказывал внук композитора Антон Фрадкин.
Супруги прожили вместе 47 лет, до самой смерти Марка Григорьевича в 1990 году – он скончался от остановки сердца. Меньше чем через год ушла из жизни и Раиса Марковна.
Одной из любимых композиций, созданных дедом, Антон Фрадкин назвал «Ласковую песню», которую тот написал для жены. «По молодости, когда я был влюбчив (а я унаследовал эту черту своего деда), причем в самом красивом, романтическом, детском смысле, лиризм этой песни меня всегда потрясал. Это прекрасное признание в любви», — говорил внук мастера.
Под звуки вальса
Одна из самых известных и трогательных военных песен — «Случайный вальс» на стихи Евгения Долматовского и музыку Марка Фрадкина, написанная в 1942 году. Даже сейчас эти строки знает каждый: «Ночь коротка, спят облака, и лежит у меня на ладони незнакомая ваша рука...»
Однажды знакомый Евгения Долматовского, штурман дальней авиации Василий Васильев, рассказал ему о красавице, которую никак не мог забыть: случайная встреча в небольшом городке обернулась любовью с первого взгляда. В тот же день авиатору пришлось срочно отбыть к месту несения службы.
«Напиши песню об этом. Быть может, девушка услышит ее, поймет и откликнется», — попросил летчик поэта. Тот сочинил стихи, прочел их Фрадкину, а композитор тут же наиграл на аккордеоне мелодию вальса — так и появилось знаменитое произведение.
Вначале советские чиновники настороженно отнеслись к песне — мол, она подрывает боевой дух воинов, однако запретить ее было попросту невозможно: «Случайный вальс» пели с эстрады и с импровизированных подмостков, на дружеских посиделках и семейных торжествах, в поездах и на танцплощадках. Звучала эта композиция на улицах городов после объявления о Победе в 1945-м, а потом и из всех радиоприемников страны. В знаменитом исполнении Леонида Утесова она стала бесспорным шлягером.
К слову, та незнакомка, что с первого взгляда покорила Василия Васильева, в конце концов нашлась — ее звали Зиной. Но им не суждено было встретиться вновь: летчик погиб в бою. А песня осталась и живет по сей день.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть