У советской актрисы Лидии Сухаревской не было определенного амплуа: с равным успехом она играла трагедию и комедию, интеллектуально насыщенные сложные роли и простые, теплые человеческие судьбы. Ее главная отличительная особенность — она была ни на кого не похожа.
В кино Сухаревской доставались в основном эпизоды, в которых она играла так ярко и характерно, что зрители помнили их долгие годы.
Тяга к прекрасному
Лидия появилась на свет в 1909 году в семье военнослужащего — никто из ее близких не имел отношения к искусству, но тяга к прекрасному у девочки наблюдалась с детства. Ей нравилось ставить сценки на основе прочитанного, она хорошо пела и декламировала стихи.
С 15 лет Сухаревская начала браться за любые подработки, чтобы помочь родным: к тому времени не стало ее отца, поэтому семья очень нуждалась в деньгах. Мать настояла на том, чтобы дочь освоила «настоящую» профессию, и Лидия записалась на курсы кройки и шитья. По иронии судьбы при этих курсах был организован кружок самодеятельности, и девушка не пропускала ни одного занятия. Вскоре рукоделие было забыто, и теперь она видела перед собой только одну цель — сцену.
В 1927 году Сухаревская была зачислена в Первую государственную художественную студию. Окончив учебу спустя три года, она играла на сценах разных театров — в одном только Театре комедии прослужила более 10 лет, на ее счету большое количество спектаклей. Также актриса появлялась на сцене Театра им. Маяковского, Театра сатиры, Театра студии киноактера.
Без ограничений
В 1939 году Лидия Петровна (настоящее отчество Павловна ей не нравилось: казалось слишком похожим на «Палковну») впервые попробовала свои силы в кинематографе, сыграв комичную дворянскую дочь Беляндрясу Петровну в «Василисе Прекрасной» Александра Роу. Комедийный талант актрисы проявился в этой роли сполна, и в 1941 году ее пригласили на похожую роль «гротескной женщины» — она сыграла буфетчицу Веру в картине «Танкер Дербент», неуклюжую, наивную, одновременно смешную и грустную.
Всего же в копилке актрисы почти полсотни киноролей, среди которых Антонина Тимофеева в «Жизни сначала», королева Власта в «Каине XVIII», графиня в «Анне Карениной». А кто не помнит Анну Ивановну из фильма «Она вас любит» или Елизавету Максимовну из киноленты «Шофер на один рейс»! Сухаревская снималась в кино до 1983 года — ее последней работой стал фильм-спектакль «Не заплачу!». А в театре служила до конца своих дней.
Лидия Петровна с первых дней своей карьеры продемонстрировала многогранный актерский талант. Ей удавалось перевоплощаться в совершенно разные образы, в то время как многие артисты больше склонны к одному жанру. Она не просто проживала роли, но и создавала их сама, вводила в них собственные авторские трюки.
«Сухаревская зарекомендовала себя как актриса, у которой не было ограничений по жанрам или стилистике. Ей были подвластны гротеск и лиризм, яркий комизм и затаенный драматизм» — так говорил о ней искусствовед Виталий Вульф.
Неразлучный дуэт
Свою первую и единственную любовь Лидия Петровна встретила в 1937 году в Ленинграде. В Театре комедии вместе с ней играл Борис Тенин — к 32 годам он уже успел трижды побывать в браке, поэтому за актером закрепилась слава ветреного красавца.
Первой женой Тенина была актриса Клавдия Коренева, но всего через год они разошлись. Вскоре Борис влюбился в супругу режиссера Григория Александрова — Ольгу Иванову. Александров узнал об их романе и подал на развод. Тенин и Иванова поженились, но супругами тоже пробыли недолго. А в начале 1930-х актер завязал отношения с Галиной Степановой. В браке с ней родился сын, но даже это не спасло от развода.
Когда Тенин встретил 26-летнюю Сухаревскую, их коллеги по театру были уверены, что и эти отношения скоро закончатся. Но именно Лидия Петровна стала любовью всей его жизни.
«Это то чувство, которое дает мне чувствовать себя счастливым. Даже если бы она меня никогда не любила, я был бы счастлив от того, что люблю ее. Для меня Сухаревская — неповторимое создание», — говорил Тенин.
После свадьбы супруги никогда не расставались, составив множество знаменитых дуэтов — как на сцене, так и на экране. Также они вместе появились в фильмах «Лермонтов», «За власть Советов», «Поединок» и других. При этом ни Тенин, ни Сухаревская не завидовали успеху друг друга.
Семейная гармония
В их окружении говорили, что Борис был хранителем очага, а Лидия — мозгом. Она не была идеальной хозяйкой, но его это ничуть не волновало — Тенин сам ходил за продуктами и готовил на двоих. Зато оба были заядлыми книгочеями и собрали уникальную библиотеку. Прежде чем дать кому-то прочитать книгу, Борис Михайлович проверял, чистые ли руки у читателя. Для жены исключения не делал, и она часто подшучивала над ним по этому поводу. У Тенина было еще одно хобби — он своими руками мастерил музыкальные инструменты и прекрасно на них играл.
Тенин и Сухаревская прожили вместе более пятидесяти лет. Общих детей у супругов не было, но они вместе воспитывали Михаила — сына актера от предыдущего брака. И боготворили друг друга с первого дня и до конца жизни.
8 сентября 1990 года у Тенина случился инфаркт, который он не смог пережить. Потерю любимого мужа и главного партнера по сцене Сухаревская переживала крайне тяжело. В тоске по нему она не жила, а существовала еще год. 11 октября 1991 года актриса ушла из жизни — ей было 82 года. Ее похоронили рядом с супругом, а квартира, где они жили, стала их музеем.
Первые цветы женщине
В двухсерийном фильме «Шофер на один рейс» Вадима Зобина, который вышел на экраны в 1981 году, наряду с Лидией Сухаревской главную роль сыграла еще одна Лидия — Федосеева-Шукшина, жена знаменитого писателя Василия Шукшина.
Впервые Лидия Федосеева и Василий Шукшин встретились в 1964 году в поезде по дороге в Судак, где должны были вместе сниматься в фильме «Какое оно, море?».
«Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые — веселые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и я запела. И запела «Калину красную». Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил… Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю — Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: «Ну давай, рассказывай о себе». Всю ночь мы проговорили. Когда ехали в автобусе в Судак, остановились в лесочке. Помню, я первая вошла в автобус, а Шукшин за мной и что-то под пиджаком держит. Спрашиваю: зверька поймал? А он мне — маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их», — вспоминала актриса.
Вскоре Шукшин и Федосеева поженились. Молодая пара играла вместе в фильмах «Печки-лавочки» (1972) и «Калина красная» (1973), к которым Шукшин разрабатывал сценарии и снимал как режиссер-постановщик.
«С его любви началось творческое счастье в моей жизни, и я всегда буду благодарна Богу за то, что мы встретились», — говорила Лидия Николаевна.
Их ждало блестящее совместное творческое будущее, но Василий Макарович при загадочных обстоятельствах скончался в 1974 году на съемках фильма «Они сражались за Родину» — ему было 45 лет. В один миг Лидия Федосеева овдовела и осталась одна с двумя дочками…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть