В конце 1970-х и начале 80-х гг. в американское кино пришли несколько чернокожих актеров, которые оказались на гребне новой волны. Привычный для Голливуда расизм становился неактуальным, актерам с темным цветом кожи начали чаще давать не только характерные роли, а их амплуа вышло далеко за рамки blaxploitation. Даже Американская киноакадемия, традиционно награждавшая черных актеров лишь в особо выдающихся случаях (к началу 80-х было лишь два случая — за полувековую историю «Оскара»), всё внимательнее присматривалась к тем, кто раньше отсекался уже на стадии номинации. И одним из видных представителей этой «новой волны» стал актер Лоренс Фишберн.
Возраст не помеха
Полное имя актера — Лоренс Джон Фишберн III, он родился 30 июля 1961 года в штате Джорджия. Родители его рано развелись, и он вырос в нью-йоркском Бруклине. Место не самое спокойное, но ещё подростком Фишберн начал ходить в школу актерского мастерства, в 14 лет получил свою первую роль и буквально сразу попал на съемочную площадку военной драмы Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Для получения роли начинающему актеру пришлось солгать о своем возрасте — по сценарию рядовой 3-го класса Тайрон Миллер был 17-летним. Впрочем, Коппола на эту ложь не обиделся и позже он снял Фишберна ещё в нескольких своих картинах — «Бойцовая рыбка», «Клуб «Коттон» и «Сады камней», — что помогло новичку в его карьере. В первые годы своей работы в кино Фишберн получал вполне характерные роли — так, в одном из эпизодов сериала «Чертова служба в госпитале МЭШ» он сыграл чернокожего солдата, который столкнулся с расизмом командира.
Поработать на себя
В принципе, в гонке за «чернокожим» «Оскаром» Фишберн словно решил не участвовать. Пока за заветный приз спорили Форест Уитакер (почти ровесник Фишберна, кстати) и Дензел Вашингтон (этот был постарше и опытнее), актер снимался порой в очень странных проектах вроде третьей части «Кошмара на улице Вязов», зарабатывая деньги и нарабатывая репутацию. В 80-е гг. в его фильмографии появились не только ленты Копполы, но и «Цветы лиловые полей» Стивена Спилберга, и «Красная жара» со Шварценеггером. Роли у Фишберна, конечно, были, скромными, но главное в актерском деле — терпение, которое позволяет дождаться «того самого фильма».
Тот самый фильм
Прорывным для Фишберна стала биографическая драма «На что способна любовь». Её сценарий был написан на основе непростых отношений певицы Тины Тернер и её мужа, властного Айка Тернера; эти роли исполнили актриса Анджела Бассетт и Фишберн — за что они и были номинированы на «Оскар» на церемонии 1994 года. Оба проиграли свои номинации, но эти проигрыши были, пожалуй, не обидными — лучшим актером тогда стал Том Хэнкс за «Филадельфию» (за бортом остался и Лиам Нисон со «Списком Шиндлера»), а лучшей актрисой — Холли Хантер за «Пианино». С другой стороны, для Фишберна, если смотреть с позиций сегодняшнего дня, эта музыкальная картина оказалась единственной возможностью получить главную кинопремию мира. Но, как оказалось, прославиться можно и без «Оскара».
Нужная таблетка
Конечно, «той самой ролью» для Лоренса Фишберна стала роль Морфеуса в трилогии братьев (сейчас — сестер) Вачовски «Матрица». Проводник Нео (Киану Ривз) по реальному миру, его помощник в свержении власти машин и освобождении людей — этот образ, созданный Фишберном, стал каноническим и узнаваемым во всём мире, даже теми зрителями, кто не видел актера в других фильмах. Но похвалиться ему есть чем и без «Матрицы» — более 120 картин в фильмографии, участие в супергеройских вселенных и серии фильмов про Джона Уика (со всё тем же Ривзом). Были у него и не слишком внятные работы, куда без них при таком насыщенном графике. Но Фишберн однажды был и настоящим первопроходцем. Он стал первым чернокожим актером, снявшимся в роли Отелло в фильме 1995 года — до него ревнивым мавром в кино были только загримированные белые.


Невезучие. Пять актёров, отказавшихся от культовых ролей
Самый добрый парень Голливуда. Скромный и стеснительный Том Хэнкс
Через порнографию к «Оскарам». Странный звездный путь Сильвестра Сталлоне
Холодная Эмма Робертс. Почему зрители опасаются за новую версию «Иронии...»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть