В конце 1970-х и начале 80-х гг. в американское кино пришли несколько чернокожих актеров, которые оказались на гребне новой волны. Привычный для Голливуда расизм становился неактуальным, актерам с темным цветом кожи начали чаще давать не только характерные роли, а их амплуа вышло далеко за рамки blaxploitation. Даже Американская киноакадемия, традиционно награждавшая черных актеров лишь в особо выдающихся случаях (к началу 80-х было лишь два случая — за полувековую историю «Оскара»), всё внимательнее присматривалась к тем, кто раньше отсекался уже на стадии номинации. И одним из видных представителей этой «новой волны» стал актер Лоренс Фишберн.
Возраст не помеха
Полное имя актера — Лоренс Джон Фишберн III, он родился 30 июля 1961 года в штате Джорджия. Родители его рано развелись, и он вырос в нью-йоркском Бруклине. Место не самое спокойное, но ещё подростком Фишберн начал ходить в школу актерского мастерства, в 14 лет получил свою первую роль и буквально сразу попал на съемочную площадку военной драмы Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Для получения роли начинающему актеру пришлось солгать о своем возрасте — по сценарию рядовой 3-го класса Тайрон Миллер был 17-летним. Впрочем, Коппола на эту ложь не обиделся и позже он снял Фишберна ещё в нескольких своих картинах — «Бойцовая рыбка», «Клуб «Коттон» и «Сады камней», — что помогло новичку в его карьере. В первые годы своей работы в кино Фишберн получал вполне характерные роли — так, в одном из эпизодов сериала «Чертова служба в госпитале МЭШ» он сыграл чернокожего солдата, который столкнулся с расизмом командира.
Поработать на себя
В принципе, в гонке за «чернокожим» «Оскаром» Фишберн словно решил не участвовать. Пока за заветный приз спорили Форест Уитакер (почти ровесник Фишберна, кстати) и Дензел Вашингтон (этот был постарше и опытнее), актер снимался порой в очень странных проектах вроде третьей части «Кошмара на улице Вязов», зарабатывая деньги и нарабатывая репутацию. В 80-е гг. в его фильмографии появились не только ленты Копполы, но и «Цветы лиловые полей» Стивена Спилберга, и «Красная жара» со Шварценеггером. Роли у Фишберна, конечно, были, скромными, но главное в актерском деле — терпение, которое позволяет дождаться «того самого фильма».
Тот самый фильм
Прорывным для Фишберна стала биографическая драма «На что способна любовь». Её сценарий был написан на основе непростых отношений певицы Тины Тернер и её мужа, властного Айка Тернера; эти роли исполнили актриса Анджела Бассетт и Фишберн — за что они и были номинированы на «Оскар» на церемонии 1994 года. Оба проиграли свои номинации, но эти проигрыши были, пожалуй, не обидными — лучшим актером тогда стал Том Хэнкс за «Филадельфию» (за бортом остался и Лиам Нисон со «Списком Шиндлера»), а лучшей актрисой — Холли Хантер за «Пианино». С другой стороны, для Фишберна, если смотреть с позиций сегодняшнего дня, эта музыкальная картина оказалась единственной возможностью получить главную кинопремию мира. Но, как оказалось, прославиться можно и без «Оскара».
Нужная таблетка
Конечно, «той самой ролью» для Лоренса Фишберна стала роль Морфеуса в трилогии братьев (сейчас — сестер) Вачовски «Матрица». Проводник Нео (Киану Ривз) по реальному миру, его помощник в свержении власти машин и освобождении людей — этот образ, созданный Фишберном, стал каноническим и узнаваемым во всём мире, даже теми зрителями, кто не видел актера в других фильмах. Но похвалиться ему есть чем и без «Матрицы» — более 120 картин в фильмографии, участие в супергеройских вселенных и серии фильмов про Джона Уика (со всё тем же Ривзом). Были у него и не слишком внятные работы, куда без них при таком насыщенном графике. Но Фишберн однажды был и настоящим первопроходцем. Он стал первым чернокожим актером, снявшимся в роли Отелло в фильме 1995 года — до него ревнивым мавром в кино были только загримированные белые.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть