В прокат выходит фильм Александра Войтинского «По щучьему велению» — экранизация одноименной сказки про Емелю, которому повезло поймать волшебную щуку. В этой версии главный герой (Никита Кологривый) использует появившуюся возможность, чтобы завоевать сердце царевны Анфисы (Алина Алексеева), но вынужден выполнять опасные задания, потому что Анфиса хотела замуж не за мужика, а за английского посла — лорда Ротмана (Юрий Колокольников).
«По щучьему велению» — одна из многих сказок, которые в последние годы создают российские кинематографисты. Накануне премьеры картины aif.ru поговорил с Никитой Кологривым об этом феномене и о его отношении к сыгранному им персонажу.
Необходимость выдохнуть
Игорь Карев, "АиФ": - «Конек-Горбунок», «Последний богатырь», «Чебурашка», «По щучьему велению», на подходе «Бременские музыканты», ещё несколько проектов. Почему сейчас такой интерес к сказкам?
Никита Кологривый: - Есть потребность в чем-то светлом — по крайней мере, у меня точно есть необходимость выдохнуть, найти силы для дальнейшего существования. А сказки — это размышления над вещами, закрепленными в нас, в нашем сознании уже столетиями, как поговорки или пословицы. Судя по нашим сказкам, нам действительно важно, чтобы мы жили в ладу с природой, животным миром. Мы знаем, что хранит вода, — там живет водяной. Лес у нас тоже живой, в нем живет леший. Я считаю, что это такое хорошее напоминание нам о наших ведических знаниях, которые могут помочь справиться со многими проблемами, которые у нас сейчас есть. И мне хочется в это верить самому.
— Хочется верить или верите?
— Скорее верю, что в сказках заложено больше, чем просто развлекательный сюжет. Но в фильмах с этим нельзя переборщить, не стоит вкладывать в знакомые сказки все серьезные проблемы подряд — такой подход даже у взрослых зрителей вызовет усталость. Вот, например, артиста надо не заставлять, а увлекать. И зрителя точно так же — его нужно увлекать, чтобы ему было интересно. И уже за такой увлекательной подачей можно прятать скрытые смыслы, какие-нибудь пасхалки. Тот же Емеля — это же наше всё, он часть каждого из нас, все мы можем быть Емелей в какие-то моменты жизни, ждать золотой рыбки или волшебной щуки, но можем и упустить её, сделать неправильный выбор. Я думаю, мы для этого и снимаем кино, чтобы помочь людям предотвратить ошибки. Может, кто-то себя узнает в этом героев и подумает: о, я тоже хотел на печи проехаться, а теперь не буду! Я надеюсь на это, во всяком случае.
— Вам самому понравилась работа над фильмом? Много было игры перед зеленым экраном?
— В основном съемки шли на натуре, у меня лишь несколько смен было на хромакее. Мы снимали на природе, причем в двух сезонах — летом и зимой. Съемки проходили под Тобольском, на берегах Иртыша, где Емеля и выловил Щуку. Места красивые, таежные, энергетически сильные. Нам не приходилось как-то особенно вживаться в образы. Когда на площадке появлялись актеры массовых сцен, животные, когда появлялся запах, наш сказочный городок начинал жить настоящей жизнью. Мы жили прямо на площадке — в деревянных избах, которые пахли свежим срубом, и уже через неделю такого проживания я чувствовал, что могу выйти и подоить корову. На съемках мне было очень уютно. Я сам сибиряк, вырос в деревне под Новосибирском. Иртыш — мое начало. Поэтому я чувствовал себя как дома.
Мне больше всего запомнились съемки с печкой, потому что она и каталась, и летала, и подпрыгивала, и выполняла всякие трюки. На съемках она гоняла со скоростью 50 километров в час — реально неслась, тряслась, горела, огонь и дым из нее валили — все по-настоящему. Какие-то трюки я старался делать сам, а наши каскадеры выделывали на ней нечто невероятное. Я воспринимал печку как свою Lamborghini, выезжал на ней и говорил: «Девчонки, я в город, подбросить?» И мы все смеялись, обсуждая, что нам в сюжете не хватает местных гаишников, которые останавливали бы печь на дороге и проверяли лампадки — горят или не горят.
— Почему решили обойтись без графики?
— Вопрос скорее к продюсерам и художникам. Но не совсем без графики — Царство Кощея строили в огромном павильоне, в стенах бывшего завода под Петербургом. А царские палаты делали на «Ленфильме». У нас есть полностью анимированные Кот-Баюн и Волшебная Щука. Но, как я сказал выше, мы много снимали на натуре, и, думаю, что это правильное решение, у нас в стране столько красивых мест — снимай и снимай, никакая графика не дотянется. Я вообще считаю, нам надо брать пример с советского кино и ездить по стране, снимать не только в Москве и Петербурге.
«Отрицательных героев играть проще»
— Емеля — это отрицательный пример или национальный герой? Ведь отношение к этому сказочному герою разное.
— Вот вы вопрос задали! Для меня Емеля — совсем новый персонаж. Таких людей — чистых, добрых, беззаботных и отважных — в миру тяжело найти. Антагонистов играть проще, я их знаю, я их встречал. А своего персонажа мне пришлось создавать почти с нуля. Не думаю, что Емеля — дурак. Мне не хочется, чтобы он был дураком. Наоборот, хочется, чтобы каждый парнишка в этом образе узнал себя. Он не лентяй. Просто его мотивация слезать с печи — это только посмотреть мир. «Город бы посмотреть, — говорит он, — как там живут...» Он мечтатель, он романтик. Жизнь подарила ему шанс узнать — то ли он искал, к тому ли стремился, или все, что ему было нужно, было совсем рядом. Основные качества Емели — это юмор и легкость. И они помогают ему преодолевать трудности. Он выдумщик, авантюрист и обаятельный парень, а еще любит стрессовые ситуации. Он в них как рыба в воде. И к финалу сказки, он, конечно, герой.
— А вы по жизни хулиган? В интервью вы рассказывали, что что вас из школы отчисляли...
— Из одной отчисляли, а в другой уму-разуму научили — я был очень разным мальчиком в детстве. Но Емеля очень похож на меня, я в него вложил многое от себя.
— Ваша партнерша по фильму Мила Ершова как к этому вашему убеждению относилась?
— Я ее раздражал какое-то время своей самоуверенностью и наглостью. Я это делал нарочно, чтобы в фильме было видно наши с ней «отношения». Но я очень благодарен Миле, она прекрасный профессионал, помогала и хорошо включалась в работу.
— Вы расстались на хорошей ноте, не поругались?
— Нет, все хорошо, расстались замечательно. Да и вся съемочная группа сработалась, никто не хотел расставаться, породнились в чем-то. И роль, и съемочный процесс, и команда, делавшая фильм, — все было для меня сказкой.
— Может, вторая часть будет?
— Дай бог.
— А вернетесь к роли Емели?
— С удовольствием!
«90-е были разными»
— Вы снимаетесь в том числе в криминальном кино — сериалах, фильмах. А сами откуда берете фактуру для своих ролей в таких проектах?
— Я рос в Новосибирске, где на улицах все ещё многое держится на жестких законах.
— Родом из девяностых?
— Знаете, девяностые везде были разные — где-то такие, где-то другие. 90-е в Амурске, 90-е в Казани и 90-е в Москве — очень разные. Но в любом случае это были интересные времена, богатые на события и на интересные личности. Я думаю, поэтому столько фильмов было снято и продолжает сниматься про то время — хочется переосмыслить, что тогда произошло. Ничего плохого в этом не вижу, но, думаю, нужно разнообразить репертуар. У нас в России много талантливых людей — сценаристов, шоуранеров, писателей, они могут создавать очень качественный контент, который даст фору и Штатам, и Европе.
— А сможем? Считается, что мы всегда догоняли...
— Сможем, потому что нам это на самом деле нужно. У нас есть все возможности. Много людей делают всё возможное, работают с утра до ночи, чтобы российское кино существовало. Я верю в наше кино, верю, что оно состоится, я верю, будет на пьедестале, в авангарде. Поэтому мне и хочется быть артистом в авангарде, вместе со всеми.
— Считается, что в авангарде сложно находиться. Не тяжело?
— Это часть профессии. Тяжело, безусловно. Но мне это интересно, это вызов для меня. Артисту не может не льстить, когда у него много работы. Слава богу, пока есть порох в пороховницах, вот, выдаю. Честно признаюсь, хочу попробовать себя в продюсировании — надеюсь, через год вы услышите еще и о моих продюсерских проектах. Также хочется и музыку попробовать — ведь я начинал с бит-бокса, играю на гитаре. Мне даже советовали на «Голос» сходить, но я отказался. Надо распределять свои ресурсы и правильно расставлять приоритеты. Сейчас я хочу закрепиться на актерском пьедестале, пока всех не растолкаю, отсюда не уйду. Мне очень нравится бодаться, жду встречи со всеми самыми знаменитыми артистами, которые сейчас есть, хочу этой конкуренции.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть