48532

Родина Ильи Муромца найдена в Беларуси

№ 44 от 3 ноября 2010 года 03/11/2010

Многие ученые вслед за Орестом Миллером и Ф.И. Буслаевым считают, что Илья из города Мурома – это обобщенный поэтический образ, не имеющий в своей основе какого-либо одного конкретного исторического прототипа. Эта точка зрения стала итогом многократных попыток найти более конкретное толкование.

Не Муром, а Мир

Однако история знает случаи, когда упорное желание истолковать древний эпос буквально приводило к успеху. Именно так в 1873 году Генрих Шлиман раскопал Трою.

Николай Чубрик из Минска пытается повторить успех Шлимана на поприще русского эпоса. Он тоже бизнесмен, а не учёный, и былинами занялся неожиданно для себя, пытаясь докопаться до происхождения названия родной деревни Забердово. «Раскопки» завели далеко. Он убеждён, что родиной русского богатыря является белорусское село Карчёва и г.п. Мир.

Давно установлено, что предание об Илье, так хорошо известное в XVI веке в Киеве и Беларуси, в российской глубинке появилось гораздо позже. Письменное же упоминание о богатыре впервые появилось в 1574 г. в письме Кмиты Чернобыльского - старосты белорусского города Орши. Да и зовётся богатырь в древних текстах не Муромцем, а Муравцем, Моровлиным, Муравлениным. Поэтому делались настойчивые попытки привязать былину к городу Карачеву у Брянска и селу Моровску в Украине. Однако и здесь не сложилось. Далеко они друг от друга, а Моровск слишком близок к Киеву, чтобы поездка могла стать героической.

Новогород-чернигов

С Троей было всё похоже. Вот и Николай Чубрик взялся толковать былину буквально. Он предложил изменить в тексте лишь полслова и рассматривать не «город Чернигов», а «Новогород-чернигов», т.е. столицу Чёрной Руси Новогородок, нынешний Новогрудок. От села Карчёва до Новогрудка «три скока лошади», как и написано в былине, до Киева – как раз 500 вёрст. Что удивительно, так это магическая сила этой простой гипотезы. Все дальнейшие детали похода из неё следуют автоматически. То, что невозможно было объяснить во всех иных вариантах, здесь объясняется легко и естественно. Это как некий морской узел, который только запутывался от всех попыток его развязать, а когда дёрнули за «правильную» ниточку, сам рассыпался.

Исследователь нарисовал карту с маршрутами движения героя. Действительно, «прямоезжая» дорожка из Чернигова в Киев через Брянск и Смоленск выглядит совершенно нереально. Как же в этом случае должна выглядеть дорожка «кружная»?. И что за «грязи великие» нашёл богатырь под Cмоленском, двигаясь, вообще-то, в Киев.  Перебор вариантов Муром, Моровск или Моравия здесь ничего не меняет, пожалуй, только усугубляет. Ведь из Моравии в Чернигов ехать нужно… через Киев?!

Полесье – «великая грязь»

Правда, кроме Чернигова есть и другие варианты былины. Часто упоминают город Себеж и даже легендарный Китеж, но и тот маршрут на карте выглядит не лучше.

А ведь единственные достойные упоминания в былине грязи – это Полесье. На пути из Новогрудка в Киев эти болота ни обойти, ни объехать. Чернигов и Себеж находятся рядом с белорусскими землями. И упомянут богатырь впервые именно у нас. Почему же здесь не искали? Если же допустить, что богатырь едет из Новогрудка, то все становится на свои места. Илья едет через некие леса «Брынские», у «берёзы покляпой» и «славного креста Леванидова». Эти детали вообще иначе как эпосом не объясняют. В белорусском варианте «детали эпоса» находятся на карте. Объезжать Полесье далеко, да и в чужие земли вторгаться не следует. Поэтому Полесье лучше форсировать в самом узком месте, у... города Берёзы. Путь Илья идёт через «Кобрынскую» (по тексту былины - Брынкскую) пущу, петляя по холмам в болотах. Поэтому Берёза и названа «покляпой», значит кривой. Рядом с ней должен быть крест Леванидов. А это соседнее село Лявошки, у которого три рукава реки Ясельды стекаются в один. Нерукотворный крест прямо на пути богатыря, как же его не вспомнить в былине! А ещё русские богатыри истово защищают «калинов мост». Этот сюжет во многие сказки вошёл. Николай показывает на карту. Стратегическая переправа через топи в Калинковичах. По-другому враг здесь не пройдёт. Кто владеет переправой, тот контролирует ситуацию.

Но кто же может рваться в Киев с севера? А тот, кто штурмовал «Новогород-чернигов» и позже захватил всю Чёрную Русь. Это вовсе не татары, это язычники литовцы. Там три царевича упомянуты. Не татар же царевичами величают. К ним другие имена применяли.

Не татарин - балт

Белорусской след можно найти и в других легендах. Например, в былине об Идолище поганом. Считается, что Идолище – это татарин. Ну с чего татарина идолищем звать. Это характеристика язычника, поклоняющегося идолам. Русь приняла христианство, а Литва отвергла. Можно только представить, какие споры с обвинениями друг друга в бесовстве тогда велись!

Так значит - Мир и Карчёво? Но ведь говорят, мы с Литвой добровольно соединились, даже утверждают, что летописная Литва это и есть наши земли. А краевед-энтузиаст предъявляет доказательства обратного. В былине о «двух ливиках» племянники литовского «чимбаль-короля» идут тайком от дяди «русские земли пограбить, мужичков повырезать да церкви сжечь». И жгут следующие сёла: Славское, Переславское, Карачево, Красное и «наилучшее село Косоулицы». Потом их некий князь Роман Дмитриевич (он часто упоминается в былинах) настигает. Село Красное есть возле Кореличей, Славково  у Несвижа, на обратном пути находятся Карчёва возле Городища и Косичи возле Свитязи. А в Новогрудке в то время сидел князь Роман Данилович. От Литвы до Несвижа 150 вёрст, а вот, к примеру, до города Карачева (возле Курска) - 600, а к селу Карачарову возле Мурома - вся тысяча. Так ведь они тайком от князя «Чимбаля» ходили. Не за 600 же вёрст. А кто же этот загадочный «Чимбаль»? Вероятно, Рингольд - отец Миндовга.

Вещий камень

А ещё есть былина о битве Ильи с сыном Сокольником. Илья когда-то «прижил» сына у камня Латыря. Тот вырос и едет сжечь Киев и церкви «на дым пустить». С ним никто справиться не может, и только Илья с трудом поверг на землю противника, в котором он и узнаёт своего сына. Почему же сын Ильи едет церкви жечь? А всё просто. Он вырос в Черной Руси у князя Миндовга. Он язычник и служит Литве. Русь ему чужая. Выходит, что камень-Латырь, упоминаемый в былине, находится в Черной Руси. А это тот самый «камень камням отец» из древних славянских легенд. Согласно им, камень находится в центре мира, и на нем стоит мировое древо. Значит легендарный камень-Латырь найден в Беларуси?

Улыбаясь, Николай отвечает:

- Это я Илью Муромца через камень-Латырь нашёл, а не наоборот. Камень-то вещий. Он многое открывает. Вот Китеж-град упоминался, а это калька с нашего Свитязь-града. Этот легендарный город рядом с Новогрудком был. Помните, кто на него напал? Рядом с деревней Карчёва лежит в лесу знаменитый «камень филаретов». Причём со стороны деревни Литаровщина. Вам слово «Латырь» в этом названии не слышно? Там целый букет языческих названий в топонимике. Только это уже другая история.

Получается, наши земли и есть самое сердце летописной Руси? По версии Николая Чубрика, вся языческая мифология и былины - о нашей борьбе именно с балтами. Татарское нашествие и княжество Литовское стёрли из нашей памяти этот пласт. А попытки привязать его к татарам завели в тупик. Новый же взгляд сразу всё расставляет по местам.

Павел КОМЕЛЬСКИЙ

Оставить комментарий (0)