27933

Кровавая охота на царей и вождей

№ 1 от 5 января 2011 года 05/01/2011

Жизнь лидеров стран - королей, премьеров и президентов - всегда охраняется особо тщательно. Ещё бы: один удар может изменить судьбу целого народа или даже ход всей мировой истории.

01_34_01
Жандармы не уберегли Александра II от убийц,
но его можно было спасти, если бы повезли в больницу,
а не во дворец.
Рисунок неизвестного художника, 1886 г.

В историю российских спецслужб 1 марта 1881 года вписано кровавыми буквами. В этот день охрана Александра II не смогла уберечь царя от покусившихся на его жизнь бомбистов-народовольцев из группы Софьи Перовской. Но именно после этого покушения было разработано секретное Положение об охране его Величества, которым было создано специальное ведомство по охране первых лиц государства.

Кровь в Зимнем дворце

Впрочем, вопреки утвердившемуся позже представлению и в тот день особа государя тщательно охранялась. На жизнь Александра к тому моменту покушались уже не раз. Возле ворот Генштаба в Петербурге 2 апреля 1879 года в него стрелял бывший студент Соловьёв. Чтобы выжить, государю пришлось, виляя, бежать в сторону подъезда Министерства иностранных дел, пока начальник личной охраны капитан Карл Кох не сбил Соловьёва ударом шашки по голове. Подданные императора были изрядно удивлены этими унизительными для шестидесятилетнего государя «зигзагами» и беспомощностью полиции.

Но даже этот случай меркнет на фоне того, что произошло 5 февраля 1880 года. За несколько месяцев до этого в мастерские Зимнего дворца по чужому паспорту устроился мастеровым-маляром Степан Халтурин. О намерениях народовольцев устроить взрыв во дворце полиция знала. В её руках оказались два члена организации, у которых обнаружили достаточно точные схемы дворца с указанием личных покоев императора. После этого в Зимнем периодически проводились обыски, которые, впрочем, не помешали Халтурину под видом мешков с сахаром пронести во дворец несколько десятков килограммов динамита.

Мастерские располагались в подвалах, под царской столовой. Взрыв произошёл в тот момент, когда семья самодержца собралась на обед. Зимний тряхнуло так, что рухнул свод между подвалом и первым этажом, где было караульное помещение. На удачу царской семьи, перекрытие между первым и вторым этажами было двойным, и пробит оказался только нижний свод. На втором этаже в Малиновой гостиной приподнялись три щита паркета, а в Жёлтой - самой столовой - вылетели отдушины воздушного отопления, разбились тарелки и бокалы, по стене пошла трещина. Царская семья уцелела, но от взрыва во дворце погибло 11 человек, ещё 56 были ранены. Поначалу власти утверждали, что взрыв случился от неисправности газовых труб, но позже были вынуждены признать теракт.

Смерть настигла императора в дороге. Он часто посещал развод караулов в Михайловском манеже Инженерного замка. Но, кстати, 1 марта 1881 г. государь приказал ехать в Инженерный из Зимнего новым маршрутом. «В Манеж через Певческий мост», - распорядился Александр. Вместо того чтобы ехать по Садовой улице, где с помощью подкопа уже был заложен динамит, «блиндированная» - обшитая металлическими листами - карета понеслась по набережной Екатерининского канала.

01_34_04
Власти сначала отрицали теракт в Зимнем. Тогда погибло 11 человек, но в царских покоях только разбилась посуда.
«Взрыв царской столовой в Зимнем дворце». Ксилография по рис. неизвестного художника, 1880 г./ГИМ (слева),
картина Э. Гау «Малиновый кабинет»/www.aquifer.ru (справа)

Но группа народовольцев Софьи Перовской была хорошо организована, она успела поменять дислокацию и была готова действовать, несмотря на то что в конвое было несколько казаков и полицейских, а по пути следования кареты в толпе были рассеяны агенты - люди капитана Коха. В числе свидетелей гибели государя окажется сразу семь секретных агентов. Почему же никому из них не удалось остановить убийцу, а самого Коха молва назвала чуть ли не виновником гибели государя?

Когда террорист Рысаков бросил в карету первую бомбу, Александра II лишь слегка контузило и порезало осколками выбитых стёкол. Сидевшие на козлах кареты кучер Фрол и казак Мачнев имели категорический приказ: в случае чего гнать карету прочь. Но государь сначала окликнул кучера, а потом настойчиво потянул шнур, привязанный к его руке, приказывая остановиться. Александр вышел на набережную. Поговорив с Рысаковым, император подошёл к месту взрыва. Позже капитан Кох вспоминал: «Мы успели пройти за государем каких-нибудь 10-15 шагов, когда из толпы сбежавшегося народа выделился второй злодей - Гриневицкий - и бросил бомбу под ноги государя».

Совсем рядом с местом покушения находился Дворцовый госпиталь, располагавший операционной и приспособлениями для переливания крови. Там Александра ещё можно было спасти, но его уложили в сани полковника Дворжицкого и повезли назад, в Зимний дворец. Уже безнадёжного самодержца внесли на второй этаж, в личные покои, а из саней пришлось буквально выливать кровь.

Этот урок оказался тяжёлым, но был выучен. Организация охраны русских царей кардинально изменилась. Теперь во главе охраны стоял Дворцовый комендант. А личную охрану раз в шесть месяцев возглавлял новый офицер из личного состава Собственного Его императорского Величества конвоя. Это должно было уберечь от заговоров и подкупов. Все шесть месяцев этот офицер находился при императоре и постоянно жил при дворце. До конца династии Романовых в 1917 г. царские резиденции оставались неприступными для посягательств на жизнь государя. Порядок и множество уловок появились и в системе охраны царя во время передвижения.

01_34_05

При Николае II кареты в царском гараже заменили
на автомобили. Охране стало чуть легче.
Фото с сайта www.tsar-auto-club.spb.ru

Кстати, с начала ХХ века в этих целях государь - уже Николай II - всё чаще пользовался автомобилем. В 1907 г. царь учредил Императорский гараж. Проверка политической и нравственной благонадёжности всех поступающих на службу в гараж - от заведующего и шофёров до мыльщиков и маляров - находилась в ведении дворцового коменданта. Сегодня известно, что царская семья никогда не ездила в полном составе на одном автомобиле, а водителям предписывалось быть готовыми к самым решительным действиям в случае покушения на Николая. За основной машиной всегда шёл такой же запасной автомобиль. Водителей, чтобы сбить с толку возможных злоумышленников, заставляли менять одежду и головные уборы. При приближении высочайшего экипажа к перекрёстку заблаговременно останавливалось всякое движение и запрещался переход через улицы. Загодя полиция тщательно осматривала все овраги, канавы, мосты на расстоянии 100 саженей от пути следования высочайших особ.

А вот охрана премьер-министра Петра Столыпина, в распоряжении которого был только один автомобиль, пускалась на другие хитрости: авто подавали к подъезду иногда и без надобности или отправляли ездить по городу пустым.

Пуля для Столыпина

Однако 1 сентября 1911 г. охране всё же не удалось предотвратить покушение на знаменитого российского премьер-министра. Впрочем, странностей, сопровождавших это, пожалуй, самое громкое убийство в российской истории ХХ века, было предостаточно. Они оставляют возможность для самых смелых предположений насчёт его заказчиков. Началось всё с того, что в парадном кортеже, встречавшем государя в Киеве, для премьер-министра не нашлось места. Столыпину даже не подали дворцового экипажа. Экипаж, взятый им на улице за свои деньги, полицейские и дворцовая охрана постоянно отсекали от торжественной процессии. Адъютант Столыпина Есаулов вынужден был каждый раз выходить из кареты, чтобы сообщить, кого он сопровождает.

Тем временем для обеспечения безопасности визита государя в Киев тогдашние спецслужбы предприняли исключительные меры. На протяжении 43 километров дороги из Киева в Овруч, по которой перемещался кортеж, через каждые 5 метров были расставлены солдаты и конная стража. Охрана тщательно обследовала на пути движения царя все дома, проверяя политические взгляды их обитателей. Только рядовых во время этой спецоперации было задействовано 4 тысячи 135 человек. Спецы перед посещением высоких гостей тщательно проверили и театр. Осмотрены были все подсобки, чердаки и подвалы, вскрывались полы. Проверили даже люстру, чтобы убедиться, что она не подпилена. Во время самого спектакля в зале находилось 15 офицеров и 92 переодетых агента дворцовой охраны и киевского охранного отделения.

Государь с дочерьми занял левую ложу бенуара. Столыпин сел в первом ряду у левого прохода. Охранники расположились за 12-м рядом и в оркестре. Террорист Богров - билеты на тот спектакль были именные - сел в 18-м ряду. Трагедия произошла во время второго антракта. Столыпин стоял, облокотившись на барьер оркестровой ямы, и не видел приближавшегося к нему молодого человека. Пуля имела надрезы и действовала как разрывная. Через 4 дня премьер-реформатор, чьи новации могли изменить судьбу страны, скончался. Вскоре повесили и Богрова. На скорых допросах он признался, что мишенью был кто-нибудь из крупных сановников, а если повезёт, то и сам царь.

Но царь тогда остался жив, хоть и находился совсем рядом. И даже описал последние секунды жизни главы своего правительства. Зато после скорой расправы над убийцей уже нельзя было выяснить, кто же всё-таки вложил ему в руки оружие. Ещё удивительнее другое. Свой билет Богров получил не где-нибудь, а в отделе политического сыска киевской полиции - в «охране». В свою очередь распоряжением государя почти всё руководство охраны Его Величества получило награды и благодарности с формулировкой - за успешную командировку в Киев.

Впрочем, через несколько лет без верных телохранителей остался уже сам царь. Защитить императорскую семью от страшной смерти в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге было просто некому.

Как у Ленина отняли кошелёк

Зато новая власть, расправившись с прежним режимом, покушений в первое время не боялась и об охране толком не думала. Как само собой разумеющееся считалось, что, например, шофёр Ленина Степан Гиль, если что, вполне сможет выполнить и обязанности телохранителя. Сам Степан вместе с автомобилем из царского гаража достался новой власти по наследству. Причём ему сразу же выдали пистолет. К счастью для Ленина, Гиль искренне сочувствовал пролетарской революции.

01_35_02
На всякий случай пистолет был не только у водителя,
но и у самого вождя мирового пролетариата.
Фото ИТАР-ТАСС

Порядки не изменились и после переезда советской власти в Москву. 6 января 1919 г. Ленин собрался посетить детский праздник и проведать лечившуюся в Сокольниках Надежду Крупскую. Он распорядился загрузить в свой «Рено-40» ёлочные игрушки, гирлянды, хлопушки и бидончик молока. Кроме водителя и самого Ильича в машине были комиссар ВЧК Иван Чабанов и сестра Ленина Мария Ильинична. Машина выехала из Кремля. Когда автомобиль миновал Николаевский (сегодня Ленинградский) вокзал и подъехал к Калинкинскому пивоваренному заводу, перед ним на пути выросли четыре человека с маузерами. Понимая, что медлить нельзя, наученный ещё при царе Степан Гиль вдарил по газам, надеясь проскочить засаду, но Ленин вдруг стал стучать в окно перегородки, которая отделяла салон авто от водителя. Он требовал остановиться и вполне мог повторить судьбу Александра II. Но вместо идейных бомбистов его путь преградили обычные разбойники, которые с приходом советской власти на какое-то время стали чувствовать себя на улицах даже увереннее, чем сама власть.

Двадцативосьмилетний Яков Кошельков - Яшка Кошелёк - был потомственным налётчиком, «королём бандитов», отличался исключительной смелостью, умел стрелять с двух рук. При этом он знал латынь, французский, немного говорил по-немецки и по-татарски, был начитан. Но вот в лицо вождя мирового пролетариата не знал. Этой ночью банде Кошелькова понадобился автомобиль. Грабители не упустили возможности обшарить заодно и карманы пленников, отобрали у самого Ленина браунинг и бумажник, быстро уселись в авто и умчались по направлению к Сокольникам.

После этого случая чекисты устроили на Яшку Кошелька охоту и через какое-то время вышли на его след. Во время перестрелки пуля, прошив у Яшки в кармане пачку денег, попала прямо в сердце. Но можно сказать, что на этом и успокоились. Понадобится ещё 10 лет, несколько покушений и смерть в коридоре Смольного Сергея Кирова, прежде чем «красная охрана» станет ещё мощнее и изощрённее царской.

Оставить комментарий (0)