32138

Когда из американских умов исчезнут «советские» стереотипы

№ 1 от 5 января 2011 года 05/01/2011

Легенда гласит, что Голливуд создали русские. Вернее, русские эмигранты, которые бежали за океан в поисках лучшей жизни. К примеру, Майер, который перебрался на американский континент из Минска до революции, вместе с Голдвином, уроженцем Варшавы, основал студию MetroGoldwyn-Mayer. Но в большинстве своём представителям славянских народов отводилась более скромная роль. Массовка была нормой, эпизодический персонаж считался удачей. Так, бывший казачий генерал Вячеслав Савицкий развлекал американцев, выступая со своей казачьей труппой. А генерал Николай Ф. Богомолец в Голливуде зарабатывал… сапожным делом, хотя и сыграл роль русского офицера в фильме «В её царство».

Комедия про «кузькину мать»

С началом холодной войны конкуренция двух сверхдержав - СССР и США - шла и на идеологическом фронте. В 1964 г. градус теплоты отношений двух стран упал ниже нуля - на экраны вышел «Доктор Стрейнджлав» Стэнли Кубрика. По сюжету фильма американский генерал подозревает, что коммунисты намереваются украсть у американцев их «бесценные телесные соки», и посылает эскадрилью бомбардировщиков с ядерным оружием бомбить СССР. «Красные» же в ответ разрабатывают своё сверхсекретное оружие возмездия. Американцы сочли фильм абсурдистской чёрной комедией про «комми», «кузькину мать» и Карибский кризис, коммунисты обиделись на то, что их выставили туповатыми агрессорами со странными наклонностями (имя советского посла в фильме, например, созвучно с именем маркиза де Сада). Этот фильм задал тон на 20 лет вперёд. В США русских изображали бородатыми вояками, готовыми в любой момент нажать на «красную кнопку». Все рекорды по количеству русских злодеев поставила бондиана. Одним из самых колоритных врагов Джеймса Бонда стал Макс Зорин, сыгранный Кристофером Уокеном, генно-модифицированный блондин-интеллектуал, не знающий страха.

В СССР действовали более изощрённо: либо экранизировали западные детективы, наглядно иллюстрирующие, что в капиталистическом мире чистогана и наживы убивают ради денег, либо показывали американцев недалёкими ковбоями-эксплуататорами коренных жителей Америки, но темы ядерной угрозы избегали.

Давайте жить… дружно?

На заре перестройки голливудские киношники вновь сменили тон. В 1985 г. вышел «Рокки-4» со Сильвестром Сталлоне, в котором советский боксёр Иван Драго был изображён как двухметровая пергидролевая машина-убийца. На цензоров СССР такой карикатурный образ советского гражданина произвёл столь шокирующее впечатление, что фильм был запрещён.

Впрочем, определённого прогресса в отношениях удалось добиться. В 1980 г. покорять Америку отправился Андрей Кончаловский, через год за ним последовал Савелий Крамаров (примечательно, что его первой ролью в Голливуде стал агент КГБ Борис в фильме про русских иммигрантов «Москва на Гудзоне»). Через восемь лет их пути за океаном пересеклись на съёмочной площадке «Танго и Кэша». Для актёра роль в этом боевике стала одной из последних в Голливуде, а для режиссёра - самым громким провалом. Кончаловский не сошёлся с продюсерами в «творческих взглядах» и был уволен ещё до конца съёмок, поставив крест на своей карьере в большом американском кино. После скандала режиссёру доверяли только телевизионные мини-сериалы «Одиссей» и «Лев зимой», номинировавшиеся, правда, на «Золотой глобус».

В 1988 г. в СССР тоже решили забыть прежние обиды и допустили съёмочную бригаду «Красной жары», где в главной роли блистал Арнольд Шварценеггер, на Красную площадь. Фильм должен был стать символом примирения -советский милиционер (большой, недалёкий и в каракулевой шапке - все штампы соблюдены) и американский коп (хитрый, болтливый и трусоватый - и штампы советского кино на месте) сообща ловят преступников. Но фильм прошёл в прокате США без особого успеха, американская критика назвала его «трэшем про коммунистов», а в Москве опять остались недовольны «клюквой».

Юрий ГЕВОРКЯН

Оставить комментарий (0)