«Быть ближе к ней»
«Ядя долго не подпускала к себе. О парнях вообще не думала, вся в музыке была, -рассказывает Александр. - Я испробовал все уловки, которыми привык охмурять девчонок. Уже отчаялся, но вдруг она подарила надежду. Мы ехали в автобусе с гастролей. Девчата - на передних сиденьях, ребята - сзади. Вижу, место рядом с Ядей освободилось. Я мигом пересел. Когда Ядя начала засыпать и уткнулась головой в моё плечо, осторожно её обнял. Так и ехали. Начались шушуканья, что у Поплавской роман с Тихановичем. Ядя могла бы всё отрицать, но промолчала». «Два года наши отношения были пионерскими, - продолжает Ядвига.
- Первый раз поцеловались на гастролях в белорусском городе Лида, сидя в коридоре гостиницы на подоконнике. Саша спросил: «Может, тебе во мне что-то не нравится?» Я ответила: «Ты, конечно, талантливый парень. Но лучше, если поступишь в консерваторию и получишь высшее образование. И, пожалуйста, перестань нецензурно выражаться». Я привыкла, что у нас дома даже слово «дура» не употреблялось. Папа за всю жизнь на маму голоса не повысил».
Отец Ядвиги Константин Поплавский был одним из основателей Белорусского государственного народного хора. Их квартира напоминала музыкальный музей, потому что глава семейства играл более чем на 10 инструментах: фортепьяно, скрипке, флейте, аккордеоне... Маленькая Ядвига уже в 5-летнем возрасте исполняла на фортепьяно произведения Бетховена и Чайковского, что не помешало ей впоследствии увлечься лёгкой музыкой. «Мы с сестрой покупали пластинки с песнями Элвиса Пресли, Дина Рида, Карела Готта и тайком их слушали. В музыкальной школе между занятиями играли на фортепьяно эстрадные хиты. При этом кто-нибудь стоял на шухере, чтобы, когда по коридору пойдёт директор, сразу перейти на Баха». Позже, учась в консерватории, Ядвига окончательно решила стать эстрадным исполнителем. В 1971 г. вместе с однокурсницами создала женский ВИА (вокальноинструментальный ансамбль) «Верасы».
В это время Александр ходил по городу в окружении стайки восторженных поклонниц. Он был местной «звездой», под гитару пел на танцплощадках Минска. О красивом и талантливом парне прослышали в ансамбле «Тоника» под руководством Виктора Вуячича. Группа гремела в Союзе, готовилась к зарубежным гастролям, требовался ещё один музыкант. Но Саша отказал: «Объяснил, что хочу попасть в «Верасы». Мне в ответ пальцем у виска покрутили. Про «Верасы» тогда мало кто слышал. А я туда хотел попасть из-за Ядвиги. Впервые увидел её в Минской филармонии, когда она там с подругами репетировала. На сцене была девушка - стройная до невозможности. Поразило, что она прекрасно играет на клавишных, на гитаре и бас-гитаре. К тому же поёт! Ядя не шла у меня из головы. Я мечтал быть ближе к ней, но как? Группа-то девчачья. И вдруг узнаю, что им требуются ребята-музыканты!»
Странные записки
«Перед свадьбой Ядвига поставила два условия». |
Свадьбу Саша и Ядя сыграли в 1976 г.: «Я честно выполнил все условия: поступил в консерваторию и перестал ругаться. Мы в группе даже ввели штрафы: выругался - клади денежку в общую копилку». А через несколько лет к «Верасам» пришла всенародная слава: «Мы работали над новой пластинкой, и по метражу записи оставались свободными 2 мин. 30 сек. В запасе была песня композитора Эдуарда Ханка «Малиновка», которую мы до этого не исполняли. Быстро придумали аранжировку - проигрыш, словно птичка поёт, - и с ходу записали песню. Отнесли пластинку на радио и ТВ, а сами отправились на гастроли по Северу, - рассказывает Александр. - В Мурманске стали приходить странные записки: «Пожалуйста, песню со свистком». У нас была песня про БАМ, и там что-то наподобие свистка. Исполняем, а зрители: «Не эта!» Через несколько дней в гостинице смотрю «Утреннюю почту». Вдруг появляется моё лицо во весь экран, а за кадром - «Малиновка» с тем самым проигрышем, похожим на свист птички. Я в одних трусах по гостинице бегу к ребятам: «Чуваки! Песня со свистком - это же «Малиновка»!» В тот же день исполнили её на концерте четыре раза. Вечером в гостинице слышим, что в соседнем ресторане её играют подряд раз 50. Пошли к тамошним музыкантам, а они: «Спасибо за песню! Столько денег заработали!»
Разбогатели ли сами артисты? «Нет, - отвечает Александр, - по закону мы не могли получать больше двух ставок, то есть 320 руб. в месяц. Некоторые музыканты давали левые концерты. Но мы этим не занимались. Зарплату тратили на жизнь и инструменты. Первый крутой синтезатор купили у частного лица. За это нас пропесочили в прессе, а человека, который сделал доброе дело не только нам, но и «Песнярам», посадили в тюрьму».
«Бог помог»
После «Малиновки» группа выдавала один хит за другим: «Я у бабушки живу», «Завируха», «Любви прощальный бал» и др. Ансамбль забрался на олимп. «И тут начались разногласия, предательства. Люди, которых мы сами привели в ансамбль, которых считали близкими друзьями, воткнули нож в спину, - вздыхает Александр. - Время прошло. Я всех простил. В самые тяжёлые моменты меня поддерживала Ядя. Жена вместе с дочкой проявили ангельское терпение, особенно когда я стал злоупотреблять алкоголем и не только. Я был на краю пропасти - чуть не умер. Бог спас. Железно помню, как был дома один, а у нас на стене висел церковный календарь с батюшкой Серафимом Саровским. Я встал на колени, заплакал и очень сердечно попросил: «Господи, либо ты забери меня к себе, либо помоги. Я сам не могу с собою справиться». И моментально ощутил, как во мне что-то переменилось. На несколько секунд стало легче, я почувствовал себя нормальным человеком. С каждым днём возвращался к жизни. С 2000 г. у меня сухой закон. И курить бросил, хотя до этого дымил 33 года. Хожу в храм, стараюсь каждое воскресенье причащаться.
Мне повезло, что рядом Ядя. Она до сих пор остаётся ребёнком с чистым сердцем. Её не интересуют деньги. Она другим восхищается. В Минске около нашей студии растёт огромное дерево. И каждый раз Ядя говорит: «Саш, ну какая красота». Дуэт Поплавская - Тиханович много гастролирует: «У нас такие разные зрители. Может подойти старушка и сказать: «Ой, милок, я тебя ещё в школе слушала», - смеётся Александр. - Но чаще тридцатилетняя молодёжь обращается со словами: «Благодаря вам я появился на свет. Родители говорят, что Ядвига так трогательно пела: «У меня сестрёнки нет, у меня братишки нет…», что они решились на второго ребёнка». Кстати, в своё время Минздрав СССР объявил группе «Верасы» за эту песню официальную благодарность. За вклад в увеличение рождаемости в СССР.
Мария ПОЗДНЯКОВА, Минск - Москва
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть