Яхта с «помойки»
В мире яхтсменов над ними смеялись и предрекали провал великой затеи. Шутка ли - группа вчерашних студентов-психологов решила бросить вызов всему профессиональному морскому сообществу Петербурга. До них никто не отправлялся из Северной столицы в кругосветное путешествие на яхте. Да и яхтой самодельное судёнышко сложно назвать -строили 14-метровый катамаран из подручных материалов, приносили из дома доски и железяки, а недостающее находили на помойке. На «чёрном» рынке за 400 долл. купили 4 тонны титана, из которого изготовили поплавки будущего судна. Кто-то отдал тросы. Откуда-то достали алюминиевые танковые трубы - они стали мачтами корабля…
В итоге в 2002 г. катамаран «Благовест» отчалил от берега Финского залива и взял курс на Прибалтику. В нём были 4 супружеские пары.
«Мы были искателями счастья в прямом смысле этого слова, - рассказал нам Максим Иванов. - Путешествие задумали не как обычную кругосветку, когда корабль просто делает полный крюк по морю и возвращается в отправную точку. Мы представляли социальный проект, под который нашлись даже спонсоры. Нашей задачей было найти ответ, что такое счастье для жителей разных стран. Кроме того, мы хотели поведать миру и о России - везли с собой выставку фоторабот, проектор для показа фильмов, инструменты для организации концертов. С этой идеи начался географический калейдоскоп - Эстония, Латвия, Польша, Германия, Голландия… В каждом месте останавливались на 2-3 недели, устраивали концерты и выставки. И встречали горячую поддержку самых разных людей.
Денег мы никогда не просили. Считаем, что если относишься к миру бескорыстно, делаешь что-то искренне, от души, то в нужный момент всегда найдётся тот, кто протянет тебе руку. Так оно и получалось. У людей, увидевших нашу самодельную яхту, загорались глаза, нам помогали деньгами, продуктами, бесплатно предоставляли площадки для концертов».
Жизнь с нуля
Первое серьёзное испытание ожидало экспедицию в Англии. От проекта отказался главный спонсор. В это же время у яхты сломался старый двигатель. Узнав о том, что теперь придётся зарабатывать самостоятельно, одна из пар откололась от экипажа. «Вопрос стоял так: либо мы сдаёмся и возвращаемся домой, либо, несмотря ни на что, двигаемся дальше, - продолжил свой рассказ путешественник. - В то время на английском говорил я один, и то очень плохо. Но когда у тебя нет выбора, просыпается весь скрытый потенциал организма. Благодаря этому за полгода, что провели в Англии, мы заработали деньги на дальнейшее путешествие, а с помощью местного благотворительного клуба собрали средства на новый двигатель».
В июне 2003 г. возрождённый «Благовест» снова вышел в море. Испания, Португалия, Марокко, Канарские острова, Сенегал, Карибы… Зарабатывали с помощью концертов и выставок. Чтобы выжить, приходилось заниматься и чёрной работой -например, вязать сети для осьминогов из жёсткой проволоки. К тому времени в экипаже остались лишь Максим с супругой Натальей на 9-м месяце беременности и капитан Андрей с женой Анной. Но и между ними конфликт достиг критической точки. Окончательный раскол произошёл в Колумбии. Там, воспользовавшись тем, что Наталья и Максим вышли на берег за покупками, другая пара просто выбросила их вещи на берег и… отчалила. Теперь им предстояло строить жизнь с нуля - без жилья, без работы, без языка, в совершенно незнакомой стране.
Бесконечные рельсы
Роды прошли без осложнений. Спасибо папе, который смог стать акушером, а также владельцам ресторана, в котором они выступали и жили. Благодаря рождению ребёнка власти Колумбии разрешили им остаться в стране на два месяца. За это время супруги купили на последние деньги ветхое судно и отчалили на Кубу.
О том, что случилось дальше, можно писать романы в стиле Жюля Верна. То, что с натягом можно было назвать яхтой, сломалось. После двухнедельных скитаний её выбросило на берег необитаемого рифового архипелага. С двухмесячным ребёнком! И им снова повезло - семью спасли бедные кубинские рыбаки. Но через несколько месяцев их депортировали с Кубы - не успели оформить документы. «Нашу яхту отвязали от причала, толкнули ногой, и мы снова оказались в открытом море», - продолжил Максим. Наконец, они добрались до Панамы, где и обосновались: читали лекции в местном университете (на испанском!), вели ещё ряд проектов, даже родили второго ребёнка.
Полгода назад эта романтично-героическая семья прилетела в Петербург - увидеть родных. На вопрос, поразила ли встреча с родиной после восьми лет разлуки, капитан «Благовеста» задумался. «Там, если ты ошибся, твоего промаха постараются не заметить. Наш же человек - всё время в боевой стойке, чтобы быть готовым к психологической атаке и дать отпор. Здесь мы постоянно держим друг друга в тонусе. Первые недели наша младшая дочь Полина не могла ездить в метро - когда кто-нибудь смотрел на неё, она отворачивалась и плакала. Потому что даже взгляды у нас уже неосознанно колючие. С другой стороны, в Панаме мы испытываем страшный дефицит глубокого общения. Тот мир пустой. Люди очень открыты, но им чужды самокопания, поиск истины и смысла жизни, присущие русской душе. Вот, например, - он немного подался вперёд, - ваши глаза. В Панаме вы не встретите таких глаз. В них есть всё - и Пушкин, и сталинские лагеря… И почти в каждом взгляде, который ловлю на питерских улицах, я вижу всю философию и трагедию нашего народа. Мы представители великой культуры. С одной стороны, это нас возвышает. А с другой - держит цепями…»
О том, что такое «загадочная русская душа», они по-прежнему готовы рассказывать всему миру. На очереди - Французская Полинезия - пожалуй, один из самых малоизведанных уголков планеты. Наталья не прочь остаться в Питере. Но как настоящая русская женщина и помощник капитана Максима не бросает. Дети у них говорят на нескольких языках, а премудрости жизни познают в открытом океане.
Сейчас Максим и Наталья готовятся к новому проекту, ищут спонсоров и новых членов команды. Пока откликнулась лишь одна девушка из Сургута. По словам капитана, иного они и не ждали - человеку сложно вырваться из ситуации, когда твой мир простроен и защищён. Ты можешь сходить в магазин, если хлеб закончился, вызвать доктора, если почувствовал себя плохо. Но когда ты человек Вселенной, всё зависит только от тебя. И ты либо побеждаешь, либо погибаешь.
А зачем же Иванову всё это? Ответ прост: он уже не представляет, что можно иначе: «Думаю, у каждого человека есть своя миссия, которой бесполезно сопротивляться. Я никогда не мечтал о море, не стремился за границу, но потратил 8 лет жизни в плаваниях и увидел 24 страны. Не хотел учить иностранные языки, считая, что всё, что хочу прочитать, написано на русском, - в итоге свободно говорю на двух и учу третий. Всегда был на вы с техникой - теперь знаю о начинке яхты всё. Я это называю рельсами жизни. Я свои нашёл».
Алина КЛИМЕНКО, «АиФ-Петербург»
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть