Строитель, сын кузнеца
…Импозантный улыбающийся мужчина с восточными чертами лица снял пиджак и направился к смущённому зрителю, только что вызванному из зала. Артист быстро сложил из маленького листка бумаги кулёк, который продемонстрировал своей «жертве». Затем он положил туда небольшой платок.
– Как вы думаете, уважаемые товарищи зрители, можно ли обмануть человека на таком расстоянии, чтобы он не заметил, куда делся платочек? — иронично спрашивал артист у публики, водя кульком непосредственно перед глазами мужчины. А через секунду он разворачивал кулёк, и оказывалось, что в его руках снова маленький листок бумаги без всяких признаков платка.
Публика взрывалась аплодисментами, а «жертва» возвращалась на место с радостным сознанием, что её только что обманул сам великий Арутюн Акопян.
Один из величайших иллюзионистов XX века родился в городке Ыгдыр на границе Турции и Армении 25 апреля 1918 года. Когда турки устроили в населённом армянами Ыгдыре резню, Арутюну не было и года. Его мать погибла, а отец, местный кузнец, бежал с сыном на руках в Ереван.
Позже отец женился вторично, и мачеха невзлюбила пасынка, так что детство Арутюна было трудным в полном смысле этого слова.
Окончив 7 классов школы, Арутюн Акопян поступил в строительный техникум, по окончании которого стал работать на стройке. Через несколько лет молодому строителю предложили продолжить учёбу в институте в Москве, на что он с радостью согласился.
Арутюн так стремился поменять жизнь, что уехал в столицу за три месяца до начала занятий и первое время жил на вокзале. Потом молодой человек стал работать на стройке, одновременно поступив в Московский институт землеустройства.
Русским языком Арутюн владел плохо, тем не менее, хоть и не без труда, сумел Окончить институт и получить диплом. Однако судьбе было угодно кардинально изменить его жизнь.
Магия начиналась с милиции
Как-то, ещё будучи студентом, Арутюн пришёл с друзьями на эстрадный концерт. Среди прочих он увидел выступление фокусника, который доставал вещи из абсолютно пустого ящика без дна.
Молодого человека, который до этого никогда не видел фокусников, это потрясло настолько, что в антракте он пробрался за кулисы и забрался в ящик, пытаясь разгадать секрет фокуса. За этим делом и застал его артист, сдавший Акопяна в милицию.
Разбирательство завершилось для любопытного зрителя благополучно, однако Арутюн «буквально» заболел фокусами. Он поступил в кружок художественной самодеятельности при клубе имени Кухмистерова, где изучал искусство фокуса.
К моменту получения диплома за плечами Арутюна Акопяна уже был большой опыт выступлений на концертах в клубах. И вскоре он принял самое важное решение в жизни, поступив в Мосэстраду в качестве профессионального иллюзиониста.
Когда молодой артист освоился в профессии, то очень быстро выработал свой индивидуальный стиль. Он отказался от реквизита в виде ящиков и прочего габаритного оборудования, придерживаясь в своих выступлениях принципа «ловкость рук, и никакого мошенничества».
Вершин мастерства Арутюн Акопян достигал изнурительными тренировками, которые занимали по 14–16 часов в день. Зато и эффект был потрясающим — на глазах у публики он мог до бесконечности рвать и резать бумагу, которая при этом оставалась целой, проделывать немыслимые вещи с картами и доставать из ниоткуда целый ворох крупных денежных купюр.
Последний фокус, чрезвычайно нравившийся главе СССР Леониду Брежневу, заставлял хвататься за сердце работников бухгалтерской сферы, вплоть до министра финансов.
Друг публики, враг коллег
Арутюн Акопян стал едва ли не первым советским артистом, который ещё в середине
Трюки Акопяна западную публику потрясали не меньше, чем отечественную. Большинство номеров, придуманных им, теперь считаются классикой мировой иллюзии.
В отличие от иллюзионной династии Кио, являющейся неотъемлемой частью цирка, Арутюн Акопян предпочитал выступать на эстраде. Он не просто показывал фокусы, он умел общаться с публикой, располагать её к себе подчёркнутой вежливостью. Его номера и шутки постоянно сопровождались фразой «Прошу вас обратить внимание, уважаемые товарищи зрители…» Произнесённая с колоритным армянским акцентом, фраза эта, сопровождаемая очередным трюком, вызывала у зрителей приступ хохота вместе с бурными аплодисментами.
При огромной любви публики Арутюн Акопян нажил себе немало врагов среди коллег по цеху. Дело было не только в зависти — иллюзионист охотно делился с публикой секретами своих фокусов, которые описывал в книгах.
Однажды за это иллюзионист едва не поплатился жизнью. На выходе из подъезда его поджидал мужчина, попытавшийся ударить Акопяна ломом по голове. Замысел сорвался лишь по случайности, а поймать злоумышленника подоспевшим на помощь людям так и не удалось.
Как дебютировал Акопян-младший
Постоянной ассистенткой Арутюна Акопяна была его жена Лия, блестящая певица. Ей прочили большое будущее в оперетте, однако всю свою жизнь она посвятила семье и карьере супруга.
1 декабря 1956 года у Арутюна и Лии родился сын, которого назвали Амаяком. Первый свой трюк продолжатель династии показал ещё в роддоме, когда главврач с удивлением обнаружил в ладошке младенца своё обручальное кольцо.
– Да, товарищ Акопян, теперь я точно вижу, что это именно ваш сын, — заметил доктор.
Амаяк Акопян действительно стал иллюзионистом, хотя его популярность всё же уступает мировой славе отца.
Последнее чудо мастера
Он был любим не только зрителями, но и высшим руководством страны. В 1982 году Арутюн Акопян стал первым иллюзионистом, удостоенным звания народного артиста СССР.
Ему много раз предлагали остаться за границей, обещая миллионные заработки. В ответ иллюзионист лишь пожимал плечами. Страсть к накопительству никогда не была ему присуща. Большие суммы от своих заработков он передавал в Фонд мира, оказывал финансовую помощь пострадавшим от стихийных бедствий, в том числе разрушительного землетрясения в Армении, происшедшего 7 декабря 1988 года.
Свой последний
В последний год жизни он практически не двигался и не вставал с постели. Однако руки его продолжали манипулировать карточной колодой. Мастер иллюзии оставался самим собой до самых последних дней.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть