7760

Варвары и дураки. Кто разрушил Вавилон и оторвал бороду Тутанхамону?

Наши руки не для скуки, или Фараон на «эпоксидке»

Учёные-египтологи всего мира в настоящее время пребывают в состоянии глубокого шока. Одна из ценнейших археологических находок за всю историю изучения Древнего Египта получила повреждения, которые, по мнению большинства экспертов, устранению не подлежат.

Речь идёт о маске фараона Тутанхамона, обнаруженной при раскопках гробницы правителя Египта в 1922 году английским египтологом Говардом Картером. 10-килограммовая маска входит в десятку наиболее значительных символов за всю историю человечества.

Маска хранится в Каирском музее, крупнейшем собрании предметов древнеегипетского искусства. Во время революционных потрясений, происходивших в Египте, учёные всего мира переживали за судьбу бесценных раритетов, но маска Тутанхамона политические бури успешно пережила. Однако непоправимый вред экспонату сумели нанести музейные работники.

Маска фараона Тутанхамона. Фото: www.globallookpress.com

 

В сентябре 2014 года Каирский музей получил международные гранты на приведение экспозиции в порядок. Генеральная уборка коснулась и маски Тутанхамона. Когда все процедуры с ней были завершены и оставалось только поместить её в витрину, у сотрудников музея ослабли руки, и фараонова маска упала.

От шедевра, которому 3300 лет, откололась ритуальная борода из золота, инкрустированная серо-зелёным фаянсом. Это само по себе ЧП, но то, что произошло дальше, вообще не подлежит описанию. Сотрудники музея, решив избежать скандала, приклеили бороду на место… эпоксидным клеем.

Мало того, что применение подобного клея недопустимо и наносит маске страшный вред. Само приклеивание было проведено неаккуратно, в результате клей потёк с одной стороны маски. «Горе-реставраторы» принялись соскребать подтёки скальпелем. В итоге борода приклеена под другим углом, слой эпоксидного клея заметен невооружённым глазом, царапины на маске убрать, по всей видимости, не представляется возможным.

Эксперты полагают, что даже частично улучшить состояние маски Тутанхамона будет очень сложно. Самое интересное, что, как утверждают египтологи, при профессиональной реставрации бороду можно было бы вернуть на место в кратчайшие сроки без каких бы то ни было последствий. Теперь же вандалы предстанут перед судом, но маске это уже не поможет.

Шлиман — археолог и вандал

К сожалению, случаев уничтожения памятников истории и культуры великое множество. Иногда по глупости, как в Египте, иногда по незнанию, а иногда и по политическим мотивам.

Раскопки под руководством Генриха Шлимана и Вильгельма Дёрпфельда на холме Гиссарлык. На фото запечатлены каменные глыбы из стены, окружавшей Трою, описанную Гомером. Фото: www.globallookpress.com

 

Отцом современного исторического вандализма можно считать Генриха Шлимана. Археолог-самоучка, с детства заболевший идеей найти гомеровскую Трою, считается сегодня одним из основателей так называемой полевой археологии. В 1873 году Шлиман добился своей цели, найдя так называемый «клад Приама», или «золото Трои».

Вот только к успеху Шлиман двигался методами, которые иначе как варварскими назвать нельзя. Культурные слои римского или эллинистического периода археолог попросту уничтожал, поскольку они его не интересовали и мешали двигаться к главной цели. Шлиман в своих раскопках активно применял динамит, отчего многие древние ценности превращались в пыль.

До того как добраться до «клада Приама», Шлиман вёл раскопки в течение долгого времени, и позже сам признавал, что, скорее всего, часть Трои он сам и разрушил, в ходе работ не поняв, что добрался до того, что искал.

Как «Талибан» казнил Будду

В Бамианской долине на территории современного Афганистана в II веке нашей эры возникли буддийские монастыри. В этот период в скалах были высечены гигантские статуи Будды, на создание которых ушло два столетия. Статуи высотой 55 и 37 метров, включённые в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, пережили множество войн, но приход к власти в Афганистане движения «Талибан» стал для них роковым.

Место уничтоженной статуи Будды в Афганистане. Фото: www.globallookpress.com

 

Радикальные исламисты объявили статуи языческими идолами, подлежащими уничтожению. Как заявил лидер «Талибана» Мохаммед Омар, «они должны быть разрушены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем». Уничтожение статуй началось 2 марта 2001 года.

Сначала их подвергли расстрелу из зенитных орудий и артиллерии, что существенно повредило статуи, но не разрушило. Позднее талибы разместили противотанковые мины на дне ниши так, что, когда обломки скал упали от артиллерийского огня, статуи получили бы дополнительные разрушения на минах. Затем взрывчатку заложили в отверстия в статуях. Лицо одной из статуй уничтожили ракетным ударом.

Мировая общественность выразила возмущение, но спасти исторический памятник это не помогло.

Военный лагерь в Вавилоне

Удивительно, но факт — главные борцы с «Талибаном» Соединённые Штаты Америки на ниве исторического вандализма проявили себя почти так же, как и радикальные исламисты.

В 2009 году ЮНЕСКО опубликовало доклад, в котором говорилось, что руины древнего Вавилона серьёзно пострадали во время войны в Ираке. Причём виновником разрушений явился не Саддам Хусейн, а коалиционные силы во главе с США. Оказалось, что в 2003–2004 годах археологический комплекс Вавилон использовался американской армией и её союзниками как… военный лагерь на 2000 человек.

Древний «Путь процессий», чей возраст составлял несколько тысяч лет, был разбит танками. Серьёзно были повреждены и так называемые «Ворота богини Иштар». На территории Вавилона активно рыли канавы для хозяйственных нужд, строили там укрепления из камней и почвы, взятых прямо на месте. А караван-сарай Хан Аль-Раба X века использовался как полигон для уничтожения оружия и боеприпасов иракцев, в результате чего здание было практически полностью разрушено.

И если на разрушение статуй Будды мировая общественность хоть как-то обратила внимание, то вандализм американской армии по отношению к Вавилону остался практически незамеченным.

«Даная» и шизофрения

Очень часто жертвами вандалов становятся уникальные картины. Причём мотив действий тех, кто покушается на шедевры, кажется, не всегда понятен даже самим вандалам.

Одной из жемчужин коллекции Эрмитажа является картина «Даная», созданная великим голландским художником Рембрандтом в XVII веке.

15 июня 1985 года в Эрмитаже появился неизвестный мужчина. Придя в зал Рембрандта, он поинтересовался у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. Получив ответ, он подошёл к «Данае», вытащил из-под полы склянку и плеснул содержимое в центр холста. Затем вандал выхватил нож и, прежде чем его схватили, успел дважды порезать картину.

Задержанным оказался 48-летний литовец Бронюс Майгис, объяснивший уничтожение картины политическими мотивами. Судом он был призван невменяемым и помещён в ленинградскую психиатрическую клинику. После шести лет нахождения там Майгис был переведён в Литву, где после распада СССР вышел на свободу. 

Картина Рембрандта «Даная». Источник: Public Domain

 

Специалисты установили, что картина уничтожена на 27 процентов. Многие считали, что шедевр утрачен безвозвратно. Специальная правительственная комиссия приняла решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.

Реставрация картины заняла 12 лет. С 1997 года «Даная» демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма картина защищена бронированным стеклом.

Как смыть 800 тысяч евро

Современному искусству тоже приходится несладко, но совсем по иным причинам. В 2011 году в немецком Дортмунде была безвозвратно утрачена работа художника Мартина Киппенбергера «Когда начинает капать с потолка». Она представляла собой инсталляцию, стоимость которой оценивалась в 800 тысяч евро.

«Когда начинает капать с потолка» — двухметровая, сколоченная из деревянных брусков башня. Одна из опор этой башни стояла в резиновом тазу. Таз был покрыт патиной — элементом инсталляции, имитирующим осадок от высохшей воды.

Пришедшая на выставку уборщица, плохо разбиравшаяся в современном искусстве, тщательно вымыла таз, после чего художник заявил, что его творение не подлежит восстановлению.

Инсталляция художника Мартина Киппенбергера «Когда начинает капать с потолка». Фото: www.globallookpress.com

 

Но, думается, эту утрату человечество переживёт легче, чем потерю статуй Будды в Афганистане.

Андрей Сидорчик

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно