120 лет назад родился человек, который выбрал своим псевдонимом неодушевленный предмет. Да так и запомнился всем как Каран д`Аш. Или просто: Карандаш. Один из первых клоунов России.
По паспорту он был Михаил Николаевич Румянцев. Но, придя в 34 года в Ленинградский цирк, артист взял себе псевдоним, который прежде носил французский художник-карикатурист, родившийся в Москве, Эммануил Пуаре (Каран д`Аш). Тогда благодаря поддержке итальянца Гаэтано Чинизелли Михаил Румянцев начал работать по-новому, отказавшись от выбранного поначалу знакомого всем стиля Чарли Чаплина. Теперь он сам придумал себе костюм, манеру выступления и сценический образ в целом. Шляпа-конус, широкие штаны, мешковатый пиджак. Таким запомнили зрители маленького клоуна Карандаша.
Жена была сильно моложе и… выше
Собственно, никем другим он, пожалуй, и не мог быть. Рост Михаила Румянцева составлял всего 142 см. Куда с таким пойдешь? Ассистентка Карандаша Тамара, ставшая его женой, была на 17 лет моложе. И намного… выше. Но никого это не смущало. Супруги много лет работали вместе и прожили более полувека, вырастив дочь Наталью и дождавшись внучки Овенэ.
Впрочем, мечтать и о клоунской карьере маленький Миша не смел. Он появился на свет в семье петербургского слесаря и домохозяйки (к сожалению, рано умершей). В доме было еще двое детей. А учился Миша из рук вон плохо. С горем пополам окончив школу, Румянцев поступил учиться художественному ремеслу. Но тут началась революция…
Решив помочь близким, освободив их от лишнего рта в лихую годину, Михаил уехал из родного дома в Тверскую губернию и устроился в театр. Подсобным рабочим, который должен был рисовать афиши, продавать билеты и ассистировать постановщикам. Будучи с театром на гастролях в Твери, Румянцев остался там… оформителем плакатов. Позже перебрался в Москву — в кинотеатр «Экран жизни», где рисовал афиши для фильмов. И однажды, увидев звезд немого кино Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса-старшего, решил стать артистом.
Курсы сценического движения, потом — циркового искусства (сегодня это знаменитое училище на 5-й улице Ямского Поля). Дебют в 1928 году. И вот уже Румянцев колесит по циркам страны. В поисках творческих идей. И себя.
В 1935 году Михаил наконец-то вернулся домой, в Ленинград. А уже через год его перевели в Московский цирк (тот самый, что теперь носит имя ученика Румянцева — Юрия Никулина).
Не пустили в поезд с собакой
В столице Карандаш быстро стал любимцем публики. Тем более, что в поисках помощника он выбрал себе… черного скотч-терьера Кляксу. С тех пор дуэт был неразрывным. Собак, конечно, было несколько. Они подменяли друг друга в разных номерах, даже уходили в мир иной. Но никто из зрителей об этом не догадывался — с легкой руки жены Тамары, «подруг» Карандаша (а всего их было 13!) всегда звали одинаково.
«Михаил Николаевич обожал своих скотч-терьеров Клякс, — вспоминала внучка артиста Овенэ Румянцева. — Я бы не сказала даже, что он их дрессировал. Собаки выходили на манеж и с удовольствием включались в игру. Самую знаменитую Кляксу звали Чопой. Дед водил ее по собачьим выставкам, и на каждой она получала по медали. И вовсе не потому, что ее хозяин — сам Карандаш. Чопа была необыкновенно обаятельным скотч-терьером с голубыми глазами».
Номера Михаила Румянцева, к слову, получались скорее эстрадными, чем цирковыми. Это была сатира, социальная критика. Но неизменно — идеологически выверенная. Ни одного лишнего слова или движения! Его репризы «Речь министра пропаганды Геббельса», «Венера Милосская», «Рама», «Случай в парке» стали классикой циркового жанра. При этом выйти на манеж Румянцев мог и без заранее подготовленных сценок. Опыта, фантазии, способности к экспромту хватало с лихвой.
Во время Великой Отечественной Михаил Николаевич создал артистическую бригаду и выезжал с ней на фронт — поддерживать боевой дух воинов. А спустя годы со смехом вспоминал, как однажды его не пустили в поезд с собакой, и ему пришлось три месяца добираться до Омска на попутках и пешком. Сразу же после войны Румянцев организовал при Московском цирке студию клоунады, куда пришел учиться Юрий Никулин, отвергнутый ВГИКом и ГИТИсом. Учениками Карандаша также были Михаил Шуйдин и Олег Попов.
Шутка сказать — за свои заслуги в деле несерьезного искусства Карандаш был удостоен звания Героя Социалистического Труда. И неофициально признан главным клоуном страны.
«Я выбрал смешной путь»
«У каждого художника свой путь познания истины, — скажет спустя годы народный артист. — Я выбрал смешной путь».
Михаил Николаевич выходил на арену больше 55 лет. Участие Карандаша в представлении гарантировало аншлаг. Но артист не любил, когда его имя и фамилию писали на афишах. Бывало, даже срывал их. Или отказывался от выступления, если организаторы селили его в гостиничный номер «Люкс», а остальных артистов — в общежитии.
Одна беда была у Румянцева, которая портила жизнь скорее жене, чем ему — алкоголь. Он «зашивался» и вырезал «торпеду», хитрил и обманывал Тамару, устраивал тайники. К счастью, на работе это не сказывалось. Да и прожил клоун 81 год. Последний раз выйдя на манеж за несколько дней до смерти…
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть