Жил-был каган - главный хан обров. Звали его Баян Первый. Вои кагана на быстрых конях скакали от Итиль-реки (Волги), где она широко вливается в Хазарское (Каспийское) море, мимо Кавказских гор, вдоль побережья Русского (Черного) моря до Днепровских камней (порогов). И где-то на Днепре или в ином месте стоял их град под названием Пересечень. Платили дань обрам многие племена.
Поднялись у Баяна Первого три сына. Два воистых, Байан и Кандик, не выпускали мечей и луков из рук, в седлах жили. От третьего сына Салака каган побед над врагами не ждал. Но то, что умел делать Салак, приносило племени не меньше славы. Не Байан, не Кандик добились успехов в переговорах с Юстинианом, императором Византии, а Салак. Когда принесли императору дары от обров, приметил он кованые стремена, покрытые серебром, и велел примерить на свои ноги. Понял он, почему обры так прочно сидят в седле, почему на полном скаку рубят, колют и стреляют из лука - на кованые стремена опираются. Выгодный для обров союз с Византией был заключен.
Пленница
Как-то увидел Салак возле жилища брата Байана полонянку из далеких северных краев. Воспылало сердце сына кагана от такой красоты.
- Отдай мне девицу, - обратился он к брату.
Байана отец к тому дню назначил тудуном - наместником кагана в завоеванных землях. Потому гордыня совсем заслонила братские чувства.
- Моя пленница. Я покорил ее народ. Научись меч в руках держать и сможешь сам добыть любую красавицу, - ответил он.
- Мое сердце не услаждает гром битвы. Но ты бьешься моими мечами. Стрелы выкованы в моих ковальнях. И пики сделаны моими людьми. Стремена железные вместо кожаных петель я придумал и отковал.
Не стал слушать Байан справедливых речей брата. Велел запрячь красавицу и еще несколько полонянок в арбу с золочеными колесами и погнал упряжку по степной дороге. Опечалился Салак. Видел, что погубит брат красавицу в скором времени. Позвал он полонника Русича и попросил придумать, как увести ее от Байана.
Не один день сменяла ночь, а Русич все не появлялся. Но однажды вечером принес он в жилище Салака нечто закутанное в темное покрывало.
- Твоя красавица, - сказал он. - Байан ушел с войском далеко, я пробрался в харам (гарем), и вот она перед тобой. Каган не посмотрит, что ты его сын. Байан забудет, что ты его брат. Ни тебе, ни голубоглазой не жить. И мне тоже.
Побег
Недолго раздумывал Салак велел собрать вещи. Многие умельцы, верные Салаку, пожелали идти вместе с ним. К утру были уже далеко от крепости. Русич вел людей по таким тропам, что и волки не нашли бы следов беглецов.
В пути открылся Салак Ольгице. Так звали девушку. Русич переводил ей слова сына кагана. Возненавидев Байана, Ольгица и на Салака переносила свою ненависть. Спокойнее стала лишь тогда, когда Русич шепнул ей, что ведет он всех в родные земли.
И привел он всех к месту, где сливались две реки, большая и малая. Здесь жил его род. От поселения остались лишь полуразрушенные земляные избы да несколько стариков в них. Быстро накрыли буданы (шалаши), а потом стали рубить избы, чинить старые. Салак не захотел зарываться в землю. Сладил избу, поставив ее на большие плоские камни. Видел он в походах, как это делали в иных землях. По его примеру и другие такие же избы срубили.
Присмотрелась Ольгица к Салаку. Умелец - лучший из лучших. И полюбила обра, своего избавителя, женой ему стала.
Много ли, мало ли времени прошло, а разнеслась молва о селище меж двух речек. Потянулись сюда кто из любопытства, а кто и со своей нуждой. Кому-то серп нужен был, кому-то меч и стрелы, украшения женские.
В ближних и дальних лесах, если в чем-то нехватка случалась, теперь говорили: «Иди к обрам. Там тебе это сделают». Это «к обрам» и приросло к селищу, названием его стало. Правда, звали в разное время селище по-разному: Кобры, Обрино, Оброво, Обровы.
Впервые слово Кобрин появилось в Ипатьевской летописи в 1287 году. Тогда «князь Владимер, сын Васильков, внук Романов» отдал город княгине Ольге Романовне.
Виктор Круковский
«Ночью сожгли Пугачёву». Как в Афганистане выживали те, кто нам верил
«Вторая скрипка» коммунизма. Как топ-менеджер Энгельс готовил революцию
Боль Родины-матери. Женщина, чей образ знал весь СССР, доживает свой век в одиночестве
Состояние невесомости. История любви в письмах Сергея Королева и его жены
Из Бразилии в тайгу. 17 семей вернулись на родину предков через 100 лет
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть