Жил-был каган - главный хан обров. Звали его Баян Первый. Вои кагана на быстрых конях скакали от Итиль-реки (Волги), где она широко вливается в Хазарское (Каспийское) море, мимо Кавказских гор, вдоль побережья Русского (Черного) моря до Днепровских камней (порогов). И где-то на Днепре или в ином месте стоял их град под названием Пересечень. Платили дань обрам многие племена.
Поднялись у Баяна Первого три сына. Два воистых, Байан и Кандик, не выпускали мечей и луков из рук, в седлах жили. От третьего сына Салака каган побед над врагами не ждал. Но то, что умел делать Салак, приносило племени не меньше славы. Не Байан, не Кандик добились успехов в переговорах с Юстинианом, императором Византии, а Салак. Когда принесли императору дары от обров, приметил он кованые стремена, покрытые серебром, и велел примерить на свои ноги. Понял он, почему обры так прочно сидят в седле, почему на полном скаку рубят, колют и стреляют из лука - на кованые стремена опираются. Выгодный для обров союз с Византией был заключен.
Пленница
Как-то увидел Салак возле жилища брата Байана полонянку из далеких северных краев. Воспылало сердце сына кагана от такой красоты.
- Отдай мне девицу, - обратился он к брату.
Байана отец к тому дню назначил тудуном - наместником кагана в завоеванных землях. Потому гордыня совсем заслонила братские чувства.
- Моя пленница. Я покорил ее народ. Научись меч в руках держать и сможешь сам добыть любую красавицу, - ответил он.
- Мое сердце не услаждает гром битвы. Но ты бьешься моими мечами. Стрелы выкованы в моих ковальнях. И пики сделаны моими людьми. Стремена железные вместо кожаных петель я придумал и отковал.
Не стал слушать Байан справедливых речей брата. Велел запрячь красавицу и еще несколько полонянок в арбу с золочеными колесами и погнал упряжку по степной дороге. Опечалился Салак. Видел, что погубит брат красавицу в скором времени. Позвал он полонника Русича и попросил придумать, как увести ее от Байана.
Не один день сменяла ночь, а Русич все не появлялся. Но однажды вечером принес он в жилище Салака нечто закутанное в темное покрывало.
- Твоя красавица, - сказал он. - Байан ушел с войском далеко, я пробрался в харам (гарем), и вот она перед тобой. Каган не посмотрит, что ты его сын. Байан забудет, что ты его брат. Ни тебе, ни голубоглазой не жить. И мне тоже.
Побег
Недолго раздумывал Салак велел собрать вещи. Многие умельцы, верные Салаку, пожелали идти вместе с ним. К утру были уже далеко от крепости. Русич вел людей по таким тропам, что и волки не нашли бы следов беглецов.
В пути открылся Салак Ольгице. Так звали девушку. Русич переводил ей слова сына кагана. Возненавидев Байана, Ольгица и на Салака переносила свою ненависть. Спокойнее стала лишь тогда, когда Русич шепнул ей, что ведет он всех в родные земли.
И привел он всех к месту, где сливались две реки, большая и малая. Здесь жил его род. От поселения остались лишь полуразрушенные земляные избы да несколько стариков в них. Быстро накрыли буданы (шалаши), а потом стали рубить избы, чинить старые. Салак не захотел зарываться в землю. Сладил избу, поставив ее на большие плоские камни. Видел он в походах, как это делали в иных землях. По его примеру и другие такие же избы срубили.
Присмотрелась Ольгица к Салаку. Умелец - лучший из лучших. И полюбила обра, своего избавителя, женой ему стала.
Много ли, мало ли времени прошло, а разнеслась молва о селище меж двух речек. Потянулись сюда кто из любопытства, а кто и со своей нуждой. Кому-то серп нужен был, кому-то меч и стрелы, украшения женские.
В ближних и дальних лесах, если в чем-то нехватка случалась, теперь говорили: «Иди к обрам. Там тебе это сделают». Это «к обрам» и приросло к селищу, названием его стало. Правда, звали в разное время селище по-разному: Кобры, Обрино, Оброво, Обровы.
Впервые слово Кобрин появилось в Ипатьевской летописи в 1287 году. Тогда «князь Владимер, сын Васильков, внук Романов» отдал город княгине Ольге Романовне.
Виктор Круковский
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть