54

Слава за слово. Твардовского любил народ и презирали жрецы «высокой поэзии»

"Аргументы и факты" в Беларуси № 25. Что вам стоит дом построить 24/06/2025
Александр Твардовский в родной деревне Загорье на Смоленщине после её освобождения от немецкой оккупации. Октябрь, 1943 год.
Александр Твардовский в родной деревне Загорье на Смоленщине после её освобождения от немецкой оккупации. Октябрь, 1943 год. / Василий Аркашев / РИА Новости

115 лет назад, 21 июня 1910 года, в семье смоленского кузнеца, который только что взял кредит в Поземельном банке и основал на эти деньги хутор, родился второй сын, названный Александром. Который впоследствии скажет: «С этим клочком земли связано всё лучшее, что есть во мне, – поэтическая способность».

Если не знать его фамилии, то может показаться, что он о себе слишком много возомнил, – тоже мне, «поэтическая способность»! Но если знать, что его фамилия Твардовский, чувства будут противоположными. Потому что он обладал не какой-то «способностью», а настоящим даром.

Александр Твардовский в 1943 году
Александр Твардовский в 1943 году Фото: https://ru.wikipedia.org/

Вровень с Пушкиным

Да, дар был пробуждён там, на Смоленщине, где Твардовский провёл первые 17 лет жизни. И, судя по всему, направление этому дару задал отец, о котором поэт вспоминал так: «Он был не просто грамотным, но даже по-деревенски начитанным. Помнил наизусть множество стихов, особенно любил читать Пушкина и Ершова». Здесь могут торжествовать психологи, которые говорят о формировании эмоциональных и поведенческих схем в раннем детстве. Вот что отмечали литературоведы насчёт главного произведения Твардовского – поэмы «Василий Тёркин»: «Хореическим размером были написаны сказки Пушкина и «Конёк-Горбунок» Ершова. Это до Твардовского единственные в русской поэзии большие произведения, написанные таким размером».

Эмоциональное родство между Пушкиным и Твардовским подчеркнул и наш первый нобелевский лауреат по литературе Иван Бунин. На похвалу он был скуп, на язык – зол, но для автора «Василия Тёркина» сделал исключение. Вот как Иван Алексеевич говорил о Пушкине: «Воплощение простоты, благородства, свободы, здоровья, ума, такта, меры, вкуса». А так – о Твардовском: «Восхищён его талантом. Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём!»

Этот отзыв Бунина цитируют часто, но не полностью. Между тем он имеет продолжение, которое объясняет странный статус Твардовского в литературной иерархии. С одной стороны, невероятная народная любовь и почитание, особенно среди участников войны. В каждой публикации о Твардовском находят место сюжету о том, что газеты фронтовики, бывало, пускали на самокрутки, но только не те, где в 1942–1945 годах печатался «Василий Тёркин». Те – никогда, а уж о «срамном» применении газет с «Тёркиным» и речи быть не могло.

«Частушка» для «ослиного уха»

С другой стороны, в профессиональной среде Твардовского кое-кто презирал. Что, собственно, и предрекал Бунин: «Наши поэты не почувствуют, не поймут. Обязательно скажут: "Ну что такое Твардовский? Да это частушка". У них ослиное ухо».

Он как в воду глядел. Именно так высказались о Твардовском те, кого многие считают чуть ли не вершиной отечественной поэзии XX века. Анна Ахматова: «Тёркин? Лёгкие солдатские стишки». Иосиф Бродский: «Слишком легко. Плясовая Тёркина». Но стоит за этим не «ослиное ухо» – и Ахматова, и Бродский имели отличный поэтический слух. Стоит за этим ревность, прикрытая снисходительностью. Мол, знаем мы, жрецы высокой поэзии, откуда у Твардовского бешеная популярность, – он слишком прост и понятен. Подразумевается, что это та самая простота, которая хуже воровства.

Иллюстрация Ореста Верейского к поэме «Василий Тёркин»
Иллюстрация Ореста Верейского к поэме «Василий Тёркин» Фото: Commons.wikimedia.org

Да, Твардовский понятен, в этом действительно его сила. Он это отлично сознавал, когда сам же писал в авторском эпилоге к «Тёркину»: «Вот стихи, а всё понятно. Всё на русском языке». Но это не значит, что Твардовский прост. Он очень непрост. Замечено, что значительную часть поэмы занимают странные нагромождения, вроде бы излишние, поскольку не несут конкретной информации. Ну, вроде описания рукопашной с немцем: «Пусть ты чёрт. Да наши черти всех чертей в сто раз чертей». Или о повседневных реалиях войны: «Мёрзлый грунт долби, лопата. Танк – дави, греми – граната, штык – работай, бомба – бей». Зачем всё это? Доброжелательный критик скажет – для поддержания ритма. Злоязычный – мол, нагонял объём…

Чтобы во всём разобраться, сделаем небольшое отступление. Есть известное выражение: «Не бывает атеистов в окопах под огнём». Правда, понимают его не всегда верно. Дело в том, что в воинской культуре издавна в ходу была не столько религия, сколько вера в обереги и заговоры. Официально это не поощрялось. Так, «Артикул воинский» Петра I предписывал: «Ежели кто из воинских людей найдётся ружья заговоритель, оный по состоянию дела в жестоком заключении наказан или весьма сожжён имеет быть». Однако воинские заклятия на оружие или на невредимость никуда не делись – они бытовали и задолго до Петра, и при нём, и даже в начале XX века. Вот, например, заклятие XVII столетия: «От меча и топорка, от секиры и от копья, и от земляного бою, и от сабли, и от ножа, от пищали, и от стрелы, и от всякого удару…»

Этот текст запросто можно вписать в любой фрагмент «Василия Тёркина» – совпадают и размер, и ритм. Да что там – «можно». Он и так вписан, только Твардовский заговаривает не саблю и пищаль, а танк и гранату. Автор «Тёркина» не просто наследует древнерусской воинской традиции. Он её продолжает. И бойцы это, что называется, чуют чревом, о чём и говорит тот самый сюжет с самокрутками – если пустишь бумагу с воинским заклятием на раскурку, пеняй на себя…

Юрий Гагарин и Александр Твардовский.
Юрий Гагарин и Александр Твардовский. Фото: Официальный сайт Смоленской областной универсальной библиотеки имени Твардовского

Отклонять дурное

Но наследует он не только воинские традиции, а ещё и литературные – в самом широком их понимании. «Популярный «народный» поэт редактирует главный журнал страны». Это о ком? Если брать XIX век – о Николае Некрасове и его журнале «Современник». Если брать XX столетие – конечно, Александр Твардовский и его «Новый мир». В случае с последним даже не понять, кто больше повлиял на развитие литературы – Твардовский-поэт или Твардовский-редактор.

Сам он считал, что журнал отнимает много времени, которое можно было бы потратить иначе: «В журнале я не для того, чтобы пропускать хорошее, а чтобы отклонять дурное. Расчётливо ли это? Я мог бы даже в публицистике и т. п. больше делать, если бы не губил столько времени на чтение муры…»

Здесь неминуемо возникает тема – а что же «хорошее» пропускал в «Новый мир» Твардовский? Многие уверены, что тех, кто «расшатывал СССР». Что ж, Твардовский действительно публиковал у себя Василия Аксёнова, Андрея Синявского, открыл Владимира Войновича, а потом и Александра Солженицына. Сплошь диссиденты и эмигранты… Правда, не замечают важной вещи – до поры все они были советской власти лояльны и уезжать из страны не собирались.

Не замечают и другого. Из «Нового мира» Твардовского вышли ещё и Василий Шукшин, и Виктор Астафьев, и Валентин Распутин – подчёркнуто советские писатели-деревенщики. И не только они. У него печатался также Юрий Бондарев, сценарист киноэпопеи «Освобождение», сюда принёс свою первую прозу Борис Васильев, да и Василя Быкова «раскрутил» на всю страну именно Твардовский. Опять-таки, все – подчёркнуто советские писатели, представители «лейтенантской прозы»…

Памятник Твардовскому и Василию Тёркину в Смоленске.
Памятник Твардовскому и Василию Тёркину в Смоленске. Фото: Commons.wikimedia.org/ Mitic

Вместо эпилога

«Идеологией руководят враги»

«Новый мир» Твардовского не расшатывал СССР. Напротив, им была сделана попытка укрепить его, вывести на новый виток. Но этого не вышло по причине, обозначенной самим поэтом: «Можно подумать, что нашей идеологией руководят сознательные враги Советской власти». И был прав. Травлей поэта, по итогам которой он в 1970 году покинул пост редактора «Нового мира», руководил отдел идеологии ЦК КПСС, возглавляемый Михаилом Сусловым и его первым замом, Александром Яковлевым. Да-да, тем самым «прорабом перестройки», который в 1998 году признался: «Надо было с советской системой как-то кончать. У нас был единственный путь – подорвать режим изнутри при помощи дисциплины тоталитарной партии. Мы своё дело сделали».

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно