В ночь с 13 на 14 января у нас отмечают Старый Новый год. Этот праздник появился после перехода с юлианского календаря (старого стиля) к григорианскому (новому стилю) в 1918 году. В народном календаре 13 января назывался Васильевым днём в честь святого Василия Великого.
Изобилие в семье
Одним из главных символов Нового года у коми, также как у многих белорусов и россиян сегодня, являлся холодец. Ижемцы варили его из голов, ног, ушей, рубца, брюшины животных. Крупные куски заливали холодной водой, доводили до кипения, снимали пену. Убавляя огонь, продолжали варить 5-8 часов. Варили при закрытой крышке, за час до готовности крышку убирали, чтобы бульон был густым.
«В канун Нового года по старому стилю в бассейнах рек Сысола, Верхняя Вычегда и Печора хозяйка варила мясо или холодец, - рассказывает доктор исторических наук, профессор кафедры истории России и зарубежных стран Института истории и права СГУ им. Питирима Сорокина Татьяна Чудова. - А ночью вся семья в полном составе съедала приготовленное блюдо, чисто обглоданные кости выносили в хлев и прятали под навоз, чтобы в новом году уродился скот».
По словам историка, в народной культуре святой Василий считался покровителем свиней, хотя в действительности варили не только свинину, поскольку свиноводство было слабо развито. Существовал и обычай собирания косточек, а также их «погребение», что в целом связывается с кругом рождений, что отразилось в сказке «Крошечка-Хаврошечка».
«Приготовление и поедание этого ритуального блюда, по народным представлениям, должно было обеспечить благополучие и изобилие семьи в наступающем году. Такая практика связана с магией первого дня, имеет характер коллективной трапезы, восходит к жертвоприношению Волосу, скотьему богу», - говорит Татьяна Чудова.
Праздник у коми отличался обильным застольем, широким гостеприимством. На него родственники и свойственники со всей округи. Поэтому жители Коми всегда держали хлеб и соль на столе. Принять постороннего человека, накормить и напоить его являлось способом выстраивания взаимоотношений с предками, от благорасположения которых зависело благополучие общества. Поэтому в этот день нельзя экономить на еде, жадничать и экономить.
Гадание на судьбу
В Васильевскую ночь было принято гадать на судьбу. Считалось, что всё нагаданное обязательно сбудется. Главным образом использовалась выпечка – сочень. Он представляет собой хрустящую продолговатую или круглую по форме лепешку из пресного ржаного теста, которое тонко раскатывалось, а затем быстро выпекалось возле устья печи, где нет сильного жара.
«Девушки тайком выпекали сочни, делали в них отверстие и через него смотрели с печи на членов семьи, - рассказывает Чудова. - Считалось, если кому-либо из близких родственников суждено скоро умереть, то он казался сидящим без головы. В Васильевскую ночь девушки выходили на улицу, надев на лицо сочень с вырезанными отверстиями для глаз. Они верили, что имя будущего супруга будет совпадать с именем первого попавшегося навстречу мужчины».
В гаданиях на замужество девушки использовали соль и муку. Перед сном она по ложке или наперстку соли и муки, запивая таким же количеством воды. «Включение соли в состав этого «зелья» вызывает любовную жажду или жажду узнавания. То есть, по сути, через поедание происходит процесс узнавания суженого».
Также в народной памяти сохранилось гадание об урожае зерновых культур, когда дети искали на полу хлебные зерна. Если зернышко находилось, год обещал быть урожайным.
«Таким образом, в основе святочной обрядности лежат представления о возрождающем солнце и магии первого дня. С помощью кулинарного кода коми-зыряне пытались заглянуть в будущее, узнать свою «долю», - подчеркивает доктор исторических наук.
Святочные бесчинства
Также в традициях коми-зырян на Святки было характерно славление Христа. Они входили в дом со словами «Пирог да шаньга», а хозяева за пожелания благополучия и процветания угощали их разной выпечкой. Она рассматривалась как дар предкам в обмен на их благосклонность. Поэтому в день на Василия запрещено проявлять скупость и жадность, отказывать просящему.
Традиционными для святочного времени являлись и молодежные ритуальные бесчинства, когда парни рядились в женщин, девушки в мужчин, из зооморфных персонажей были распространены лошадь, бык, медведь.
Со святочными духами (куття войса) была связана система запретов: нельзя прясть, делать громкую работу (колоть дрова, стирать), выходить вечерами на улицу, стричь ногти– всё, что связано с активизацией нечистой силы. Нельзя в этот день ссориться, скандалить, ругаться и распускать руки — поссорившиеся люди долго не помирятся. Чтобы не привлечь к себе нечистую силу, нужно весь день быть добрым, улыбчивым, помогать людям.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть