339

Последний полет. Как в авиакатастрофах погибают целые спортивные команды

"Аргументы и факты" в Беларуси № 34. «Сниму квартиру» 20/08/2024
Авиакатастрофа, в которой погиб «Пахтакор», так и осталась самой крупной за всю историю СССР.
Авиакатастрофа, в которой погиб «Пахтакор», так и осталась самой крупной за всю историю СССР. Фото из открытых источников

45 лет назад, 11 августа 1979 года, в СССР произошла ужасная авиакатастрофа.

Тогда в небе над Днепродзержинском на высоте 8400 метров столкнулись два пассажирских лайнера Ту-134. Один из них направлялся по рейсу 7628 из Воронежа в Кишинёв. На его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли. Второй совершал рейс 7880 из Ташкента в Минск. В самолете было 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Все погибли. В той катастрофе страна лишилась практически в полном составе футбольного клуба «Пахтакор», который направлялся на очередной матч чемпионата СССР по футболу против минского «Динамо». В общей сложности погибли 178 человек. Эта катастрофа так и осталась самой крупной за всю историю Советского Союза.

Кто виноват в трагедии?

В трагедии обвинили диспетчеров, которые свели два судна в одной точке на одной высоте. По 15 лет в колонии общего режима получили Николай Жуковский и Владимир Сумский. Первый  на тот момент 20-летний диспетчер третьего класса, почти без опыта работы, поставленный на сложнейший сектор. Второй  его наставник. На месте Сумского по правилам должен был находиться начальник смены Сергеев. Но он переложил свои обязанности на 30-летнего коллегу и избежал наказания. Сумский же, хоть и имел опыт, часто подвергался взысканиям за нарушения в работе  употреблял неправильные фразы во время обмена сообщениями с пилотами самолётов.

В итоге Сумский, отбыв в колонии шесть лет, был выпущен досрочно за хорошее поведение. Жуковский же, не выдержав давления, покончил с собой, так и не дождавшись освобождения.

Вина диспетчеров заключалась в том, что в крайне перегруженном воздушном пространстве они по ошибке свели в одной точке два лайнера. Ситуация осложнялась тем, что в небе над Днепродзержинском в короткий срок должны были пройти сразу 11 самолётов, а одна из доступных высот была перекрыта из-за того, что не так давно по ней следовал так называемый «литерный» рейс  предположительно борт главы государства. Хоть Брежнева, скорее всего, и не было на борту, к рейсу относились с повышенным вниманием.

Ошибку совершил Жуковский. Сумский вовремя заметил неладное и попытался исправить ситуацию, но пилоты, видимо, не поняли его команд и продолжили двигаться по прежнему курсу. Один летел со скоростью 830 километров в час, другой  790. Высота идеально соблюдалась автопилотом  8400 метров над уровнем моря. При таких условиях достаточно было бы 1/50 секунды, чтобы столкновения не произошло и самолёты, пусть с проблемами, разошлись в небе. Пилоты сами могли бы уклониться, если бы видели друг друга, но на этой высоте в тот день было много кучевых облаков, которые сводили обзор к минимуму. Судьба была явно не на стороне людей…

Была в ходу и неофициальная версия, согласно которой самолёты могли быть ошибочно сбиты во время военных учений. Но против этой теории существует множество объективных доводов, тогда как в её поддержку  в основном домыслы и слухи.

Два дня рождения

Буквально накануне свои дни рождения отмечали сразу два члена ташкентской команды. Два одинаковых праздника, имевших такие разные последствия.

Отпраздновавший накануне своё 18-летие игрок молодёжной команды Сирожиддин Базаров по-хорошему должен был лететь в Минск сутками ранее со своими ровесниками. Но 10 августа отметить с сыном его именины приезжал отец, и парень попросил разрешения полететь в Минск с основной командой. Ему пошли навстречу…

Свой день рождения отмечал и массажист клуба Евгений Дворников. В отличие от футболиста, которому уже на следующий день требовалось быть в полной боеготовности, массажист мог и загулять. Что Дворников и сделал. Загулял он настолько сильно, что опоздал на рейс вместе с журналистом Олегом Якубовым  проспали. В итоге эта халатность спасла обоим жизнь.

Случайности, счастливая и трагическая

Произошли в «Пахтакоре» в тот день и ещё две случайности, одна счастливая, спасшая жизнь, вторая трагическая…

Главный тренер команды Олег Базилевич в тот день был не со своими подопечными. Он, откомандированный в Ташкент из Москвы, к тому моменту привёл дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьёй, женой и 14-летним сыном. Он был вдалеке от семьи долгие три месяца. Тренер согласовал свою поездку в Сочи на несколько дней, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске в день игры молодёжной команды. О трагедии он узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя «Динамо», из Москвы и Тбилиси. Он понимал, что изначально тоже должен был находиться на этом рейсе.

Наоборот, не должен был лететь с командой её капитан и один из лучших футболистов, вызывавшийся даже в сборную СССР, Михаил Ан. За несколько дней до матча с «Динамо» он получил травму, которая не позволила бы ему выйти на поле. Но он как капитан и неформальный лидер коллектива хотел полететь со своими товарищами, на чём и настоял. Место в самолёте ему, конечно же, нашлось.

Жизнь после

После катастрофы новая команда была собрана буквально с миру по нитке  из многих клубов СССР в Ташкент приехали игроки-добровольцы, из которых собрали новый коллектив. Кроме того, по особому указу на протяжении трёх лет, несмотря на результаты, «Пахтакор» не мог вылететь из высшей лиги. Но до конца команда восстановиться так и не смогла. На следующий год её покинул и главный тренер, отправившийся работать в московский ЦСКА.

Большинство погибших членов команды были похоронены на Боткинском кладбище Ташкента, где им установлен общий памятник. В 2009 году ко дню 30-летия трагедии на месте крушения самолётов был возведен монумент памяти «Пахтакора» и остальных жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.

В ТЕМУ

Гражданам Советского Союза о случившемся сообщили примерно через неделю короткой строкой: погибла почти в полном составе футбольная команда «Пахтакор». Но «Правда Востока», главная газета Узбекистана, поместила некролог за три дня до похорон, 14 августа.

Знаменитый телекомментатор Владимир Маслаченко вспоминал, как его инструктировали в высоких партийных кабинетах: «Нужно правильно рассказывать о трагедии, чтобы это не звучало слишком траурно»…

Еще 4 авиакатастрофы, унёсшие жизни целых команд

Футбольный клуб «Торино»

4 мая 1949 года в 12 км от аэропорта Турина из-за сильного тумана разбился самолёт, в котором летели действующие чемпионы Италии. Все находившиеся на борту (31 человек) погибли, включая 18 игроков «Торино» и несколько руководителей клуба. 

Хоккейный клуб ВВС МВО

7 января 1950 года около свердловского аэропорта в условиях метели и сильного ветра потерпел катастрофу самолёт Ли-2, в котором находилась команда ВВС МВО, вице-чемпион СССР по хоккею. На борту было 19 человек, в том числе 11 хоккеистов. Никто не выжил. 

Футбольный клуб «Манчестер Юнайтед»

6 февраля 1958 года в Мюнхене после третьей попытки взлёта самолёт протаранил ограждение аэропорта и врезался в дом. Из находившихся на борту 44 человек погибли 23. Среди жертв было 8 футболистов «МЮ» и трое других представителей клуба. До этого команда два года подряд выигрывала чемпионат Англии.  

Хоккейный клуб «Локомотив»

7 сентября 2011 года Як-42Д, на котором команда КХЛ направлялась в Минск, столкнулся с радиомаяком в ярославском аэропорту и рухнул на берег реки Туношны. Из 45 человек выжили бортинженер и хоккеист Александр Галимов, получивший ожоги 90 процентов тела. Через 5 дней он скончался.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно