45 лет назад, 11 августа 1979 года, в СССР произошла ужасная авиакатастрофа.
Тогда в небе над Днепродзержинском на высоте 8400 метров столкнулись два пассажирских лайнера Ту-134. Один из них направлялся по рейсу 7628 из Воронежа в Кишинёв. На его борту находились 88 пассажиров и 6 членов экипажа, все они погибли. Второй совершал рейс 7880 из Ташкента в Минск. В самолете было 77 пассажиров и 7 членов экипажа. Все погибли. В той катастрофе страна лишилась практически в полном составе футбольного клуба «Пахтакор», который направлялся на очередной матч чемпионата СССР по футболу против минского «Динамо». В общей сложности погибли 178 человек. Эта катастрофа так и осталась самой крупной за всю историю Советского Союза.
Кто виноват в трагедии?
В трагедии обвинили диспетчеров, которые свели два судна в одной точке на одной высоте. По 15 лет в колонии общего режима получили Николай Жуковский и Владимир Сумский. Первый – на тот момент 20-летний диспетчер третьего класса, почти без опыта работы, поставленный на сложнейший сектор. Второй – его наставник. На месте Сумского по правилам должен был находиться начальник смены Сергеев. Но он переложил свои обязанности на 30-летнего коллегу и избежал наказания. Сумский же, хоть и имел опыт, часто подвергался взысканиям за нарушения в работе – употреблял неправильные фразы во время обмена сообщениями с пилотами самолётов.
В итоге Сумский, отбыв в колонии шесть лет, был выпущен досрочно за хорошее поведение. Жуковский же, не выдержав давления, покончил с собой, так и не дождавшись освобождения.
Вина диспетчеров заключалась в том, что в крайне перегруженном воздушном пространстве они по ошибке свели в одной точке два лайнера. Ситуация осложнялась тем, что в небе над Днепродзержинском в короткий срок должны были пройти сразу 11 самолётов, а одна из доступных высот была перекрыта из-за того, что не так давно по ней следовал так называемый «литерный» рейс – предположительно борт главы государства. Хоть Брежнева, скорее всего, и не было на борту, к рейсу относились с повышенным вниманием.
Ошибку совершил Жуковский. Сумский вовремя заметил неладное и попытался исправить ситуацию, но пилоты, видимо, не поняли его команд и продолжили двигаться по прежнему курсу. Один летел со скоростью 830 километров в час, другой – 790. Высота идеально соблюдалась автопилотом – 8400 метров над уровнем моря. При таких условиях достаточно было бы 1/50 секунды, чтобы столкновения не произошло и самолёты, пусть с проблемами, разошлись в небе. Пилоты сами могли бы уклониться, если бы видели друг друга, но на этой высоте в тот день было много кучевых облаков, которые сводили обзор к минимуму. Судьба была явно не на стороне людей…
Была в ходу и неофициальная версия, согласно которой самолёты могли быть ошибочно сбиты во время военных учений. Но против этой теории существует множество объективных доводов, тогда как в её поддержку – в основном домыслы и слухи.
Два дня рождения
Буквально накануне свои дни рождения отмечали сразу два члена ташкентской команды. Два одинаковых праздника, имевших такие разные последствия.
Отпраздновавший накануне своё 18-летие игрок молодёжной команды Сирожиддин Базаров по-хорошему должен был лететь в Минск сутками ранее со своими ровесниками. Но 10 августа отметить с сыном его именины приезжал отец, и парень попросил разрешения полететь в Минск с основной командой. Ему пошли навстречу…
Свой день рождения отмечал и массажист клуба Евгений Дворников. В отличие от футболиста, которому уже на следующий день требовалось быть в полной боеготовности, массажист мог и загулять. Что Дворников и сделал. Загулял он настолько сильно, что опоздал на рейс вместе с журналистом Олегом Якубовым – проспали. В итоге эта халатность спасла обоим жизнь.
Случайности, счастливая и трагическая
Произошли в «Пахтакоре» в тот день и ещё две случайности, одна счастливая, спасшая жизнь, вторая трагическая…
Главный тренер команды Олег Базилевич в тот день был не со своими подопечными. Он, откомандированный в Ташкент из Москвы, к тому моменту привёл дела в клубе в полный порядок и хотел увидеться с семьёй, женой и 14-летним сыном. Он был вдалеке от семьи долгие три месяца. Тренер согласовал свою поездку в Сочи на несколько дней, после чего должен был воссоединиться с подопечными в Минске в день игры молодёжной команды. О трагедии он узнал по телефону, оторвавшись от просмотра финала кубка страны между двумя «Динамо», из Москвы и Тбилиси. Он понимал, что изначально тоже должен был находиться на этом рейсе.
Наоборот, не должен был лететь с командой её капитан и один из лучших футболистов, вызывавшийся даже в сборную СССР, Михаил Ан. За несколько дней до матча с «Динамо» он получил травму, которая не позволила бы ему выйти на поле. Но он как капитан и неформальный лидер коллектива хотел полететь со своими товарищами, на чём и настоял. Место в самолёте ему, конечно же, нашлось.
Жизнь после
После катастрофы новая команда была собрана буквально с миру по нитке – из многих клубов СССР в Ташкент приехали игроки-добровольцы, из которых собрали новый коллектив. Кроме того, по особому указу на протяжении трёх лет, несмотря на результаты, «Пахтакор» не мог вылететь из высшей лиги. Но до конца команда восстановиться так и не смогла. На следующий год её покинул и главный тренер, отправившийся работать в московский ЦСКА.
Большинство погибших членов команды были похоронены на Боткинском кладбище Ташкента, где им установлен общий памятник. В 2009 году ко дню 30-летия трагедии на месте крушения самолётов был возведен монумент памяти «Пахтакора» и остальных жертв самой масштабной авиакатастрофы в истории СССР.
В ТЕМУ
Гражданам Советского Союза о случившемся сообщили примерно через неделю короткой строкой: погибла почти в полном составе футбольная команда «Пахтакор». Но «Правда Востока», главная газета Узбекистана, поместила некролог за три дня до похорон, 14 августа.
Знаменитый телекомментатор Владимир Маслаченко вспоминал, как его инструктировали в высоких партийных кабинетах: «Нужно правильно рассказывать о трагедии, чтобы это не звучало слишком траурно»…
Еще 4 авиакатастрофы, унёсшие жизни целых команд
Футбольный клуб «Торино»
4 мая 1949 года в 12 км от аэропорта Турина из-за сильного тумана разбился самолёт, в котором летели действующие чемпионы Италии. Все находившиеся на борту (31 человек) погибли, включая 18 игроков «Торино» и несколько руководителей клуба.
Хоккейный клуб ВВС МВО
7 января 1950 года около свердловского аэропорта в условиях метели и сильного ветра потерпел катастрофу самолёт Ли-2, в котором находилась команда ВВС МВО, вице-чемпион СССР по хоккею. На борту было 19 человек, в том числе 11 хоккеистов. Никто не выжил.
Футбольный клуб «Манчестер Юнайтед»
6 февраля 1958 года в Мюнхене после третьей попытки взлёта самолёт протаранил ограждение аэропорта и врезался в дом. Из находившихся на борту 44 человек погибли 23. Среди жертв было 8 футболистов «МЮ» и трое других представителей клуба. До этого команда два года подряд выигрывала чемпионат Англии.
Хоккейный клуб «Локомотив»
7 сентября 2011 года Як-42Д, на котором команда КХЛ направлялась в Минск, столкнулся с радиомаяком в ярославском аэропорту и рухнул на берег реки Туношны. Из 45 человек выжили бортинженер и хоккеист Александр Галимов, получивший ожоги 90 процентов тела. Через 5 дней он скончался.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть