3067

После работы - за парту. Как работали школы рабочей молодежи

№ 20 от 17 мая 2016 года 17/05/2016

 

Великая Отечественная война затормозила процесс образования населения страны.

Для восполнения пробелов в послевоенное время открывались вечерние школы. В Минске в конце 50-х годов работали 28 таких школ, в которых учились около 7,5 тысячи учеников, или каждый шестидесятый житель города.

Первая школа рабочей молодежи (ШРМ) открылась в Минске в 1945 г. В ней учились молодые парни и девушки, зрелые мужчины и женщины - в возрасте от 17 до 45 лет. Днем люди работали, а вечером садились за парты. Школу посещали те, кто хотел получить образование. Выпускники ШРМ впоследствии становились известными учеными и врачами, ведущими инженерами и руководителями предприятий, крупными военачальниками. Наши известные космонавты Ю.А.Гагарин и В.В.Терешкова тоже окончили ШРМ.

Популярность ШРМ отражена в замечательных фильмах «Весна на Заречной улице» и «Большая перемена».

Учитель - Герой Союза

Автор этих строк прошел путь «вечерника» от ученика 7-го класса до выпускника физического факультета БГУ и на себе испытал, что такое вечернее образование.

В 1950 году, окончив в 17 лет 6 классов минской мужской школы №42, я начал работать и продолжил учебу в 7-м классе ШРМ №1. Отслужив 4 года в ВМФ, после демобилизации в сентябре 1956 г. с небольшим опозданием поступил в 9-й класс той же школы. Когда я зашел в класс, ко мне обратился седой мужчина средних лет: «Молодой человек, только рядом со мной свободное место». По его внешнему виду подумал, что это директор. Познакомились - Петр Иванович Зайцев, участник войны, учится в школе с 8-го класса. Мы стали близкими друзьями и прошли путь «вечерников» от учеников 9-го класса до выпускников физического факультета БГУ.

До сих пор с теплотой вспоминаю своих учителей. Особая благодарность - нашему учителю математики в 9-м и 10-м классах Парахневичу Владимиру Алексеевичу. Этот весьма скромный и несколько застенчивый человек был Героем Советского Союза. Он отличался от других учителей тем, что не ставил двоек за устные ответы, а методически подводил ученика к правильному решению. Аналогично поступал и при разборе письменных работ. Владимир Алексеевич обучал нас мыслить математически. При изложении нового материала он следил за выражением лица каждого ученика и дополнительно пояснял тем, кому это было необходимо. Если кто-то отвлекался, Владимир Алексеевич приостанавливался. После минутной паузы, не повышая голоса, по фамилии обращался к «нарушителю» с фразой: «Вас ждет весь класс». Для закрепления и углубления нового материала в конце урока у него всегда оставалось некоторое время для беглого собеседования. Такая методика обучения позволяла нам усваивать новый материал прямо на уроке. Заслуженный учитель БССР Владимир Алексеевич много лет был директором минской школы №21. Имя этого замечательного Человека, Учителя и Героя войны увековечено в названии улицы в деревне Авсимовичи, где он родился.

Высокий уровень

Учащиеся ШРМ недосыпали, во многом отказывали себе. Учиться было трудно, но большинству по силам. Стремление учиться не создавало в классе проблем с дисциплиной. Об этом свидетельствовал высокий уровень поступления выпускников ШРМ в вузы и техникумы. Так, из нашего выпуска (22 человека) 6 выпускников поступили в вузы, 2 - в техникумы.

Работа и обучение воспитывают у человека ответственность, самостоятельность, умение бережно, целенаправленно, с максимальной отдачей расходовать время.

Хотелось бы видеть сегодняшних учеников вечерних школ такими же пытливыми, стремящимися к познанию, какими были ученики школ рабочей молодежи пятидесятых годов.

Илья Леонов

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно