821

Королева мод. Как Энне Бурда сделала женщин во всем мире счастливее

"Аргументы и факты" в Беларуси № 12. Дополнительная пенсия. Реально ли накопить на финансовую подушку безопасности? 22/03/2022
Ради любимого дела простила мужу измену.
Ради любимого дела простила мужу измену. Public domain

Имя Энне Бурды, известно, пожалуй, даже тем, кто совсем не разбирается в модных трендах. А для миллионов женщин всего мира она стала настоящей иконой стиля - ведь издаваемый ею журнал «Бурда моден» давал любой Золушке шанс хоть ненадолго побыть королевой вечера, лицом с обложки, Софи Лорен и Одри Хепберн в одном флаконе.

Все в твоих руках

Энне Бурда - не просто издатель: ее детище стало настольной книгой и источником вдохновения для нескольких поколений дам, желавших выглядеть изысканно даже в трудные послевоенные времена. Глянцевые журналы, с обложек которых улыбались одетые с иголочки красавицы, не просто дарили женщинам надежду на лучшую жизнь, но и служили призывом к активным действиям: вот идеально точная выкройка, а дальше все в твоих руках: твори и блистай.

Надо сказать, этот девиз вполне подходил и самой фрау Энне. На первый взгляд ее судьба напоминает историю о Золушке: выбилась из простой домохозяйки в успешные бизнес-леди, стала известной и уважаемой персоной в индустрии моды... Вот только в этой сказке не было доброй феи с волшебной палочкой - лишь сама Энне и ее потрясающая деловая хватка.

Все азы мастерства Энне постигала сама.
Все азы мастерства Энне постигала сама. Фото: Public domain

Побег с «КАТОРГИ»

Энне родилась в бедной семье в захолустном немецком городке Оффенбурге; в начале ХХ века возможностей для женской эмансипации было маловато, но девушку это не смущало. Так, в 17 лет она демонстративно обрезала косы и с гордостью носила короткую прическу, в то время как большинство ее сверстниц и помыслить о подобном не могли.

Когда Энне повстречала молодого предпринимателя Франца Бурду, наследника семейного издательского дела, тот был покорен ею и без колебаний назвал самой обворожительной девушкой Оффенбурга. Франц был обаятелен, разбирался в музыке, живописи, литературе, при этом, если требовалось, мог заменить в типографии любого рабочего… Вскоре молодые люди обвенчались - Энне тогда исполнилось 22 года.

У супругов родились трое детей: Франц, Фридер и Хуберт. Больше всех Энне любила именно младшего сына: «Солнечный мальчик. Мне кажется, я никогда не слышала от Хуберта злого слова», - вспоминала она.

Впрочем, становиться рядовой домохозяйкой по классической формуле «дети, церковь, кухня» она не желала и взваливать на свои плечи хлопоты по хозяйству («каторжный труд», по ее выражению) отнюдь не собиралась: пришлось подыскать для мальчиков няню и нанять прислугу.

Запасная семья

Издательский бизнес Франца процветал, и фрау Бурда прочно «застолбила» титул самой изысканной «светской львицы» Оффенбурга: ее безупречные манеры, умение носить драгоценности и платья в пол были по достоинству оценены в обществе. Семейная идиллия продолжалась двадцать лет, пока Энне не узнала, что у нее есть соперница. Выяснилось, что Франц состоит в любовной связи с собственной секретаршей, которая даже успела родить ему дочку…

Более того, чтобы обеспечить «запасную» семью, неверный супруг подарил любовнице одну из своих типографских мастерских и небольшой журнал мод «Эффи моден», правда, быстро захиревший вследствие неумелого управления. Энне сумела извлечь из личной драмы уникальный шанс и не преминула им воспользоваться. Она подрядила лучших адвокатов - но не для того, чтобы начать бракоразводный процесс, а чтобы отобрать у любовницы Франца журнал и самостоятельно его возглавить. «Если бы муж любил меня, как любила его я в начале нашей совместной жизни, я никогда не создала бы «Бурда моден», - говорила впоследствии Энне. - Мне вполне хватило бы семейного счастья».

Штучное изделие

К слову, сама фрау Бурда в жизни не сделала ни единого стежка. Собственно, она и об издательском деле прежде имела весьма смутное представление. Но, заполучив в свои руки обремененный долгами «Эффи моден», взялась за работу с присущей ей энергией. Все азы мастерства она постигала сама - нанимала портних и тщательно контролировала весь процесс шитья; выбирала лучшие наряды и фотографии; лично продумывала дизайн обложки и налаживала связи с известными кутюрье…

Также журнал получил новую концепцию: картинки и выкройки простых, удобных и элегантных нарядов (таких, которые может самостоятельно сшить любая женщина, умеющая держать в руках иголку), а в дополнение - кулинарные рецепты и советы по благоустройству домашнего интерьера. Для послевоенной Германии, где женщины перешивали старую солдатскую форму и страстно мечтали о красивой и недорогой одежде, о комфортной и мирной жизни, идеи Энне оказались революционными, и тираж только за первые полгода вырос со ста тысяч до полумиллиона экземпляров. Журнал получил новое имя в честь предприимчивой владелицы, а Франц стал младшим партнером простившей его жены.

Многие годы Энне единолично управляла своей разросшейся медиаимперией (десятки журналов по всему миру, миллионные тиражи) и лишь в очень преклонном возрасте отошла от дел - на покое она занялась живописью. Фрау Бурда умерла в 96 лет; модную индустрию матери унаследовал ее младший и любимый сын Хуберт, впоследствии выкупивший у своих братьев их доли. А на память об Энне остались названная в ее честь улица в родном Оффенбурге, где она прожила всю жизнь, и шутливое прозвище «Бурдапешт», присвоенное этому городу местными жителями. Журнал «Бурда» успешно издается и поныне, в эру всеобщего изобилия, ведь подлинную яркую индивидуальность ни за какие деньги не купишь - ее можно только сотворить собственноручно….

Листая журнал, женщины могли вволю помечтать о красивой жизни.
Листая журнал, женщины могли вволю помечтать о красивой жизни. Фото: Public domain

 

 

Вместе шили и дружили

Фрау Энне всегда мечтала, что ее издание завоюет широкую аудиторию в СССР. И сумела добиться своего: в 1987-м ее пригласили в Москву в честь выхода первого номера «Бурда моден» на русском языке - многие помнят ту самую обложку с привлекательной моделью, облаченной в изящный черно-белый жакет и экстравагантные серьги.

По такому случаю в Колонном зале Дома союзов прошло торжественное мероприятие с показом мод - правда, на грандиозное дефиле с участием лучших моделей мира пригласили лишь партийную элиту. А вот для обычных советских женщин, как и некогда для немецких, «Бурда» стала настоящим глотком свежего воздуха - журнал передавался из рук в руки, каждый выпуск зачитывался до дыр. Разглядывая фотографии элегантных моделей с великолепными прическами и макияжем, вкусной еды, изысканных интерьеров, дамы перестроечной эпохи могли вволю помечтать о красивой жизни, которая вдруг оказалась не такой уж недостижимой: идеи для нарядов по последнему писку моды в изобилии предлагала «Бурда», ну а остальное - дело техники… Мастерицы, умевшие портняжить «по «Бурде», были нарасхват; в платьях, сшитых по выкройкам из журнала, школьницы красовались на выпускных вечерах, а их матери старались поразить воображение подруг пуловерами, связанными по схемам оттуда же.

Нечего и говорить, что «народный» журнал очень быстро «оброс» богатым фольклором: про него вовсю придумывали анекдоты («Что там за очередь?» - «Да мужики за какой-то бурдой стоят») и даже пародии («Если б не было «Бурды» в городах и селах, никогда б не знали мы выкроек готовых»).

«Бурда» стала первым западным журналом в СССР, своеобразным окном в Европу и билетом в заманчивый мир тамошней моды. А министр иностранных дел ФРГ Ханс Дитрих Геншер однажды даже сказал фрау Энне, что она сделала для налаживания дружеских связей с Советским Союзом больше, чем три посла до нее, вместе взятые…

Оставить комментарий (0)