На минувшей неделе информационное поле буквально «взорвала» новость об обнаружении вблизи Севастополя 125-метрового византийского судна. Причины и время крушения корабля предстоит установить ученым. Но уже сейчас специалисты утверждают, что нынешнее открытие станет самым значимым в истории за последние столетия. Чёрное море хранит в себе много тайн трагических исчезновений кораблей, самолётов и немало легенд.
«АиФ» рассказывает о самых известных подводных «достопримечательностях» полуострова.
Морской сопромат
Обречённый корабль уходил на дно. Люди пытались ухватиться за пляшущие на волнах обломки, их крики заглушал ветер и треск ломающегося дерева. В трюме, глухо ударяясь друг о друга, покатились амфоры.
Некоторым из них суждено уцелеть после крушения, после того, как вода «съест» сам корабль и человеческие кости. Они пролежат на морском дне тысячелетия, вода растворит запечатанные смолой деревянные пробки, и только слой винного камня на стенках расскажет об их содержимом...
То, что античные корабли у берегов Крыма — редкие находки, объясняется только лишь хрупкостью материала, из которого их строили: места крушений часто определяют по остаткам груза, большую часть которого составляли керамические сосуды. В них привозили вино и оливковое масло, увозили крымское зерно и засоленную рыбу.
Условия же для сохранения самого судна (достаточная глубина, илистое дно, отсутствие подводных течений), совпадают нечасто. Поэтому каждая находка деревянного корабля — античного, византийского, генуэзского, событие значимое.
Остатки дерева довольно чётко обрисовывают остов небольшого корабля, в нём всего около 40 метров. Видны две уцелевшие мачты, торчащие из уключин вёсла, фрагменты каких-то сосудов. «Этот корабль в научный оборот вошёл как «Форосский византиец», — рассказывает Игорь Ткачёв, методист по научно-просветительской работе Черноморского центра подводных исследований. — Он был обнаружен шесть лет назад, во время испытания подводного аппарата «Софокл». Названного в честь древнегреческого драматурга робота решили не просто испытать, а использовать для обследования участка дна недалеко от мыса Форос, районе вероятного древнего судоходства. И аппарат обнаружил затонувший корабль, для своего возраста — около тысячи лет, тот был в прекрасном состоянии».
Намного чаще кораблей встречаются якоря — как примитивные, просто камни с отверстиями, так и основательные, свинцовые, имевшие некогда и массивные деревянные части.
Удивительно, но море время от времени «отвергает» вроде бы логичные закономерности, выведенные людьми. У него своя «теория сопромата», сохраняются иногда невероятно хрупкие вещи. Не только фарфоровая посуда, бомбы времён Крымской войны, к счастью, «обезвреженные» самим морем, или, например, лекарства из судового лазарета. «Вот это — единственное, что осталось от корабля, — показывает Игорь Ткачёв на самую обычную деревянную лопату. — Корабль, по нашим оценкам, XVIII века, вёз груз зерна, затонул на небольшой глубине. Всего за какие-то 250 лет корабль был полностью «съеден» солёной водой. Зерно полностью окаменело, когда наши специалисты брали пробы, то наткнулись на лопату, забытую когда-то матросами в куче зерна».
Письма со дна
Кстати |
Около 3 тысяч координат затонувших в Чёрном море кораблей и самолётов внесены в сборники морских катастроф. Примерно половина трагедий произошла у берегов Крыма. Причём, речь идёт только о тех, что случились с конца XIX века. Крымские исследователи ежегодно находят 2-3 новых подводных объекта . Самым «неуловимым» затонувшим кораблём можно считать транспорт «Армения», который погиб во время немецкой бомбардировки 7 ноября 1941 года у Южного берега Крыма. Координаты места трагедии известны, но сам корабль не найден. На «Армении» погибли, по разным оценкам, от 4 до 6 тысяч человек. |
«Севастополь, июня 27 дня 1915 года. Ввиду установившейся тёплой погоды и температуры воды в море в 17,9 градусов по Реомюру, предлагаю командирам: Черноморского флотского экипажа и Севастопольского флотского полуэкипажа… организовать окачивание для нижних чинов в районе казарм. Время купания и окачивания должно назначаться за полчаса до обеда…» А вот обрывки листов, испещрённых быстрым почерком, на немецком: «10 августа 1916. Дорогой Юрген (или Егор?) пишу тебе…»
Нехорошо читать чужие письма, но у нас есть оправдание: теперь оно, вместе с другими письмами, дневниковыми заметками, инструкциями и приказами командования — музейные экспонаты. Они пролежали на дне моря 90 лет, были подняты с миноносца «Лейтенант Зацарённый». Кстати, имя корабль получил в честь Измаила Зацарённого, прославившегося успешным применением минного оружия в боевых действиях на Чёрном море и Дунае. И, какая ирония судьбы, стальной тёзка «минного офицера»… подорвался в 1916 году на немецкой мине, не дойдя до острова Змеиный, погибли 44 члена экипажа, в том числе, и командир Павел Штильберг.
Именно в его каюте оказался самый настоящий клад: под слоем водорослей — стеллажи с книгами: инструкции, приказы, личные записи. Пришлось разрабатывать технологию реставрации документов, пролежавших столько времени в морской воде.
Легенды и находки
Трудно, наверное, найти крымчанина, который бы не знал историю про британский корабль «Принц», окрещённый в народе «чёрным», который в 1854 году затонул во время шторма в Балаклавской бухте. Воображение современников и потомков будоражили полумиллиона фунтов стерлингов золотом, по одной версии, до сих пор не найденные, по другой — заблаговременно выгруженные англичанами. Искали золото итальянцы, русские, советский ЭПРОН, японцы — безуспешно.
Впрочем, приезжающим в Крым туристам рассказы про «Принца» нравятся. Поэтому в прошлом году Игорь Ткачёв, проводивший экскурсию для челябинцев, был удивлён, когда сибиряки заявили, что про этот корабль отлично знают. Оказывается, в Челябинске есть своя легенда: что английское золото с «Принца» таки подняли в советское время, и именно на эти деньги в 30-е годы был построен Челябинский тракторный завод!
Кто знает, что последний в России колёсный пароход «последнюю пристань» нашёл у берегов Крыма? Роскошное судно «Генерал Коцебу» (названное в честь Новороссийского и Бессарабского губернатора) 16 апреля 1895 года у мыса Тарханкут столкнулся с транспортом «Пендераклия» и затонул. Но в тот день на корабле пассажиров не было, команда спаслась. А мы сегодня можем увидеть, какой комфорт обеспечивали на «генеральском» судне. Пусть уже не сверкает «морской самовар» — особой формы нагреватель для кипятка, потускнели столовые приборы с клеймом пароходного общества. Эти и многие другие предметы подняли с корабля сотрудники Черноморского центра подводных исследований.
Чёрное море иногда позволяет узнать о судьбе каких-то «пропаж». Например, были случаи, когда затонувший объект обнаруживали очень глубоко — как пропавший в советское время вертолёт, взлетевший с авианесущего крейсера «Киев». Он нашёлся на глубине тысячи метров, замечательно сохранился.
А вот другому нераскрытому исчезновению нашего времени в следующем году исполнится двадцать лет. Рыбацкий сейнер САОР-3 с шестью членами экипажа на борту вышел в море из Севастополя и не вернулся, сигнал бедствия не подавал. Его судьба остаётся неизвестной.
То ли легендой, то ли байкой считался долгое время рассказ о самолёте «десяти генералов». Якобы, когда советские войска освобождали Севастополь и шла эвакуация высшего командного состава, в один из самолетов загрузили таинственные железные ящики. Версии — разные: в них было, золото, предметы искусства, оружие, награды… На этом же самолете пассажирами были 10 немецких генералов. Но далеко он не улетел, был сбит и рухнул в одну из севастопольских бухт. Дайверы, изучавшие Камышовую бухту, действительно видели и самолет типа «Дорнье», и видневшиеся внутри железные ящики. Похожий самолет поднимали со дна бухты, но никаких ящиков там не было.
Одна из самых масштабных морских трагедий — гибель теплохода «Ленин» в июле 1941 года. Этот корабль шел из Одессы и был переполнен беженцами, в основном - евреями. До сих пор точно неизвестно, подорвался ли он на мине, или погиб во время авианалёта. На дно он унёс несколько тысяч жизней. Байки и легенды о «Ленине» утверждают, что трюм корабля был загружен слитками металла — медью или бронзой, а среди пассажиров были представители музеев, эвакуирующие ценности. К сожалению, эта «слава» привлекает к теплоходу, лежащему на глубине более 90 метров, мародёров.
Подводные мародёры
«К сожалению, у берегов Крыма не редки факты подводного мародёрства», — рассказывает заместитель директора по научной работе Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев.
По словам учёного, такое «вредительство» имеет два направления. Первое связано с народным менталитетом — взять из воды любой сувенир, лишь бы было.
«Я лично не раз наблюдал во время погружений, как другой дайвер просто отламывает под водой кусок борта. Думаю, он сам не понимал, зачем ему кусок металла, но он считал нужным прихватить его «на память». Но у обычного аквалангиста нет навыков реставрации предметов, долгое время пролежавших под водой, поднятые дайверами предметы через некоторое время полностью разрушаются. Получается, что мы, исследователи, историки, теряем определенный пласт информации. Часто поднятые из моря вещи просто сгнивают где-нибудь в гараже. Не раз я читал на форумах, что какие-то люди поднимали судовые документы, и те просто сгнивали», – рассказывает Вахонеев.
Вторая сторона мародёрства — работа «металлистов», людей, промышляющих добычей металла. Они распиливают целые суда и корабли, нанося максимальный вред.
Черноморский центр подводных исследований ведёт разъяснительную работу с дайвинг-центрами о правовом поле использования затонувших кораблей в качестве туробъектов. Подводных туристов предупреждают: нырять можно и смотреть, а вот проводить какие-либо работы на них запрещено.
Заммдиректора центра напоминает и про этические нормы. Ведь почти каждый затонувший корабль или самолёт — отзвук какой-то трагедии, а затонувший корабль, скорее кладбище, чем музей.
«При работе с объектами, на которых массово погибли люди, следует руководствоваться законами об увековечивании памяти погибших при защите Отечества, а также законом о похоронном деле. Существует и в Уголовном кодексе статья о разграблении могил. На Чёрном море погибло много судов и кораблей с сотнями и тысячами людей на борту. К примеру, когда мы исследовали подводную лодку «Щ-216», на ней погибли 47 членов экипажа, то именно из этических норм не совершили проникновение внутрь, несмотря на соблазны получить документацию из лодки. Лодка стала подводной братской могилой, и доступ внутрь закрыт навсегда», – рассказывает Вахонеев.
При этом учёный признаёт, что даже на его памяти за последние любимые для погружений рэки (подводные объекты) сильно изменились, многие из них в буквальном смысле разграблены.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть