А там, напомним, нежно объясняются и лихо отплясывают Людмила Гурченко и Андрей Миронов в фильме «Соломенная шляпка» Леонида Квинихидзе по французскому водевилю XIX в. Эжена Лабиша. Что, кстати, стало некоей иронией судьбы - ведь изначально Рязанов именно их планировал снять в главных ролях в своей «Иронии», но после оглушительного успеха «Шляпки» передумал - мол, теперь за артистами закрепился имидж «опереточного жанра», и это может повредить его серьёзной картине.

А тогда в «Шляпке» плюс к Миронову и Гурченко снялись ещё и Алиса Фрейндлих, и Екатерина Васильева, Игорь Кваша и Зиновий Гердт, два Михаила - Козаков и Боярский, Ефим Копелян, Владислав Стржельчик… Для особо любопытных: если хотите увидеть отца Михаила Боярского артиста Сергея Боярского - пожалуйста, он там фигурирует в эпизоде в роли капрала в карауле. Для самого Михаила этот фильм стал теледебютом. Даже знаменитый драматург Михаил Рощин мелькнул там в роли фонарщика! У него в те годы был роман с одной из актрис, он приехал к ней на съёмки и... сам стал артистом.

Ах, водевиль!
Между тем эта блистательная музыкальная комедия, показанная по телевизору впервые ровно 40 лет назад, аккурат в Новый год, мгновенно полюбилась зрителям, и уже в начале 1975-го редакторов на ТВ завалили письмами с просьбой повторить фильм. Его регулярно повторяют и по сей день. Песенки Исаака Шварца на стихи Булата Окуджавы стали радиохитами. «Женюсь, женюсь, какие могут быть игрушки!» - главный герой, роскошный усач-ловелас Фадинар (Андрей Миронов) поёт под топот копыт, покачиваясь в седле. Зрители даже не догадывались, что на самом деле Миронов сел на лошадь во второй или третий раз в жизни и эта кажущаяся лёгкость опытного наездника давалась ему с большим трудом. Но как истинный артист в кадре он этого не показывал. А вот за кадром, как вспоминает режиссёр, Миронов ещё долго ходил враскоряку - всадники знают, почему...

В исполнении сплошь звёздных артистов, виртуозно-остроумном, старинный немудрёный водевиль, точно оттёртая от патины времени монета, зазвенел и заиграл на солнце. Кстати, всё действие двухсерийного фильма происходит при жарком солнышке и, как положено в водевиле, в течение одного дня. Дня свадьбы, когда несчастный жених Фадинар вынужден лихорадочно искать замену шляпке из итальянской соломки с маками за 500 франков. Потому что некая ветреная замужняя дама сбросила её во время страстного свидания, и её лениво слопала (шляпку, не даму) лошадь Фадинара, заехавшего на минутку в лесок… Ну, понятно, зачем…

Съёмки, надо сказать, были недешёвыми. Дело в том, что фильм длиной в 120 минут делался по заказу Госкомитета по телевидению и радиовещанию Совета Министров СССР, поэтому на киноэкспедициях не экономили. Провинциальный французский городок снимали в Петергофе, в Тарту в Эстонии, в красивейшем старинном здании Ленинградского дома литераторов.
Чтоб знали!
Леонид Квинихидзе поразительно умело собирал невероятные актёрские «цветники». Он во многом открыл для кино Олега Борисова (инженера Гарина), хотел снимать его и в роли Фадинара в «Шляпке», но Борисова подвело здоровье. На съёмках бегал по жаре со своим миртовым деревом мэтр Владислав Стржельчик: «Лёня, я готов сниматься у тебя всегда!» Романтичный Кваша изображал полного идиота-офицера и любовника. Актёры Квинихидзе обожали - ведь он давал возможность им свободно «зажигать» (а зрителю - «зажигаться») во времена унылого и маразматического брежневского застоя.

Леонид Александрович - ленинградец, отец его - известный режиссёр Александр Файнциммер, снявший «Овод» с Олегом Стриженовым, «Девушку с гитарой», «Котовского», «Трактир на Пятницкой»… А сына можно считать патриархом жанра отечественной музыкальной комедии. Сейчас 87-летний режиссёр по-прежнему живёт в Петербурге. Пожелаем ему здоровья. А дамам и девицам напомним: «Все старые, а пуще молодые, храните ваши шляпки золотые…» Тем более - за 500 франков.

Шедевр — одна штука. Режиссеры, которые не смогли повторить свой успех
Почти такие же, но... Неудачные ремейки культовых советских картин
В бой идут одни «старики». 10 актёров, много лет исполнявших одну роль
Случайный человек в кино. 10 эпизодов из жизни Эльдара Рязанова
Обыкновенное чудо Евгении Симоновой. Как актриса завоевала любовь зрителей
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть