Талант Муслима Магомаева – яркое доказательство силы генов. Судьбе было угодно разлучить его с родителями, но он унаследовал их артистизм. Муслим Магометович родился 17 августа 1942 года в Баку и отца своего не помнил: театральный художник Магомет Магомаев погиб на фронте, когда сыну не было и трех лет, а до Победы оставалось девять дней. Творческим человеком была и мать будущего певца Айшет Магомаева: драматическая артистка, она выбрала себе романтический псевдоним Кинжалова, а после гибели мужа оставила сына родственникам и уехала играть в театр Вышнего Волочка. Сам Муслим Магометович в наибольшей степени унаследовал способности дедушки по отцу - своего тезки Абдул-Муслима Магомаева, композитора, чьим именем названа Азербайджанская государственная филармония.
Природные задатки талантливого мальчика развились в музыкальной школе при Бакинской консерватории, где он учился по классу фортепиано и композиции и изучал вокал с профессором консерватории Аншелевичем. Голос Муслима так впечатлил педагогов школы при консерватории, что они сами уговорили его сменить alma mater – в школе не было вокального отделения. В итоге Магомаев окончил Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы, где учился у Александра Милованова, а завершил образование в Бакинской консерватории по классу вокала у Шовкет Мамедовой.
Выступать Муслим начал в пятнадцать, едва дождавшись окончания юношеской ломки голоса. Впервые вышел на сцену в Доме культуры бакинских моряков тайком от родственников, которые боялись, что мальчик лишится еще не окрепшего голоса – богатого, артистичного баритона. К счастью, этого не случилось: вскоре после бакинского ДК Магомаев пел уже в Кремлевском Дворце съездов на фестивале азербайджанского искусства (1962 г.) и на «сольнике» в Концертном зале имени Чайковского (1963 г.). В том же году он стал солистом ведущего театра - оперы и балета имени Ахундова, в 1964-65 гг. стажировался в «Ла Скала».
Говорят, масштаб актера определяется ролями, от которых он отказался. Оперный певец Магомаев отказался перейти в труппу Большого театра, что говорит о многом. Эстрада постепенно затягивала исполнителя: в 1966 и 1969 гг. он пел в парижской «Олимпии», и директор этого прославленного зала Брюно Кокатрикс соблазнял Магомаева звездной карьерой мирового масштаба. Певец подумывал над перспективой всемирной славы, но вмешалось Министерство культуры СССР – мол, Муслим Магометович нужен родине на правительственных концертах. Чуть не довела певца до эмиграции и мутная история с ОБХСС и гонорарами за выступления, случившаяся примерно в те же годы, – как-то вместо одного отделения Магомаев пропел на сцене два часа, получил тройную оплату и претензии со стороны «органов». Дело замяли: уголовное наказание заменили «ссылкой» - запретом выступать за пределами Азербайджанской ССР.
Впрочем, вызволили исполнителя из опалы те же органы: соскучившийся по «Золотому голосу» тогдашний глава КГБ СССР Андропов позвонил министру культуры Фурцевой и потребовал отпустить «чистого» по его ведомству певца на концерт в честь годовщины КГБ. Обласканного властью певца стали награждать: в 1969 году он получил I премию фестиваля в Сопоте и каннскую «Золотую пластинку».
Но заграничные премии не шли ни в какое сравнение с отечественными регалиями – в 1973 году едва переваливший за тридцать исполнитель стал самым молодым в истории народным артистом СССР. Причем это даже не вызвало едких замечаний меломанов: Магомаев был поистине народным, его слушали в интеллигентных «домах» и рабочих бараках, на БАМе и в Кремле. Магомаевский репертуар включал более 600 вещей – романсы и эстрадные композиции, военные и народные песни на нескольких языках, включая английский и итальянский. «Песня итальянских партизан» с припевом O, bella, ciao! стала всесоюзным хитом.
Магомаев не замыкался на сольной карьере - руководил созданным им Азербайджанским государственным эстрадно-симфоническим оркестром, писал музыку к фильмам и спектаклям, вел телепередачи об оперных звездах, выпустил книгу о Марио Ланца. В преклонные годы Магомаев отошел от концертной деятельности – рисовал, общался с преданными поклонниками в Интернете, занимался общественной деятельностью – его, личного друга Гейдара Алиева, пригласили участвовать в работе Всероссийского азербайджанского конгресса. Муслим Магомаев умер в 2008 году от ишемической болезни. В память о нем остались малая планета 4980 Magomaev (1974 SP1), почти полсотни виниловых дисков с концертными и студийными записями, музыкальные фильмы, где он играл самого себя, и популярный у детей и взрослых мультфильм «По следам бременских музыкантов», где он озвучивал самых разных персонажей – от Трубадура до Атаманши.
Вероника ГУДКОВА
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть