От кого наши предки защищались зернами мака и зачем запускали змей в дома.
В конце августа на знаменитом озере Лох-Несс в Шотландии состоялась охота на лох-несское чудовище. В результате все остались при своем: охотники – без добычи, а чудовище (если оно все-таки существует) – не пойманным…
Легенды и мифы хороши для туризма, а значит, выгодны. К слову, и в нашей стране достаточно необычных мест и историй, в которые бывает трудно поверить. «АиФ» изучил слухи и факты о мистической стороне жизни нашей страны.
О чем расскажут нарубы?
В Пинском районе Брестской области есть деревня Паре. В интернете ее называют «вампирской». Самая главная достопримечательность в регионе – кладбище. Некоторые заросшие могилы заложены большими и толстыми бревнами – нарубами. Бытует легенда, что таким образом в старину жители Полесья защищались от «вупырэй», чтобы те не выходили из своих могил по ночам.
Мифу может быть несколько объяснений. Согласно одной версии наши предки рубили дубы в лесу и несли бревна на могилку, чтобы пометить место захоронения. Согласно другой версии нарубы клали, чтобы защитить могилу от диких животных.
Защита от нечисти
Однако в вампиров и прочую нечисть наши предки все равно верили. Этнографические и фольклорные источники, относящиеся к территории Беларуси, показывают, что одним из самых популярных народных средств от нечистой силы были зерна мака.
Как замечает в своих работах белорусский историк, уфолог Виктор Гайдучик, если верить преданиям, персонаж народной демонологии, против которого направлены зерна мака, не мог навредить, пока не соберет либо не пересчитает все рассыпанные маковые зерна. В традиционной культуре Полесья мак был универсальным средством для защиты от всей нечистой силы. Поэтому зернами этого растения обсыпали хату, двор, ворота, хлев. Наиболее часто объектом защиты от ведьмы в таких случаях становилась корова, которая также обсыпалась маком наряду с хлевом. Мак в мешочке могли привешивать к ее рогам либо засыпать его в просверленный рог.
Ужа почитали
Символом Беларуси часто называют зубра, но у наших предков – от Подвинья до Полесья – – среди зверей могли быть и другие «кумиры». Европейский картограф и историк Олаф Магнус на иллюстрированной карте северных стран Carta Marina (1539 г.) изобразил символами ВКЛ священный лес, огонь и змею. А историк и дипломат Ян Длугош упоминал, что «язычники из Великого Княжества держат у себя дома прирученных ужей и даже поклоняются им».
В белорусской мифологии есть «нячысцiкi» в образе змей: ужиный король (наши предки считали, что ему подчиняются все змеи), ужалки (дочери змеиного царя: верхняя половина их тела девичья, а нижняя – змеиный хвост). У наших предков даже существовало предание, что на Воздвиженье, в сентябре, человеку запрещено ходить в лес. Якобы в это время все змеи собираются вместе и под руководством своего короля отправляются на зимовку. А запрещено было ходить в лес, чтобы не разгневать ужиного короля, не нарушить его покой.
Наша читательница Мария ВОРОБЬЕВА из Жлобина поделилась с «АиФ» своей семейной историей: «Я помню, как моя прабабушка строго запрещала нам, детям, трогать ужей, которых во дворе и в лесу тогда водилось немало. Она рассказывала, что, когда она была маленькой, в их доме родители пускали ужа под пол и в хлев. Так делали и соседи. Даже ухаживали за змеями – кормили их, ставили блюдце с молоком. По легендам, уж оберегает человека от несчастий. А если расположить к себе это животное, то в доме все будет хорошо».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть