Например, в радимичских курганах XI-XIII веков часто находили подвески-амулеты с изображением существа с телом утки и конской головой. Исследователь Б. Рыбаков интерпретировал их как круглосуточные обереги, которые охраняют владельца и днем, когда кони мчат солнечную колесницу по небу, и ночью, когда солнце плывет по ночному морю.
Сегодня мы уже не считаем, что под землей есть жизнь, а древние славяне верили именно в трехмерный мир: семиуровневое небо, землю и подземелье - место обитания подземных богов и духов, в большинстве своем недобрых.
Властелином нижнего мира был Чернобог - бог зла и смерти. Вместе с Белбогом он создавал свет, природу, человека. В белорусском фольклоре известна такая легенда о сотворении мира: сначала была только вода, Бог ходил по ней, увидел пузырь и разорвал его. Из пузыря выскочил черт и стал наравне с Богом участвовать в сотворении мира. Ему мы и обязаны нашими болотами. Как гласят легенды, черт спрятал за щеку горстку песка со дна Мирового океана, но песок стал расти, и черту пришлось его в конце концов выплюнуть. Там, где выплюнул много, – появились горы, где меньше – мхи и болота. А еще древние славяне, белорусы верили в то, что на Земле есть реальный центр, где растет мировое древо. Корни его уходят в Подземный мир, ствол находится в среднем, а крона достигает Неба. Дерево растет на острове посреди моря. Мировое древо поддерживает три части мира, по его стволу можно попасть на Небо, а через дупло спуститься в Подземный мир. В других древних религиях таким символом была мировая гора, вершина которой была увенчана Полярной звездой. Многие этнографы считают, что символ дерева очень прочно сидит в нашей ментальности: нашу жизнь мы до сих пор представляем в виде родового дерева, к примеру. Дерево – это также символ стремления к небу. Это стремление в нас живо и сегодня.
Сварог - повелитель неба.
Дажбог - бог Солнца.
Макошь - богиня времени и судьбы людей.
Стрибог - бог ветров.
Ярила - бог весенней плодовитости и любви.
Перун - бог неба, сын Белбога, сражается со слугами Чернобога.
Кара - бог войны.
Тётя - богиня лета
Лада - богиня любви, красоты и плодородия.
Знич - бог священного погребального огня, гасил «зничку» - звезду, зажженную в час рождения человека.
Девоя - богиня невинности.
Люмбел - бог брака.
Переплут - бог веселья, песен, игр, шуток.
Чернобог - бог тьмы, зла и смерти.
Велес - бог подземного мира, хранитель богатства и домашних животных.
Жиж - бог огня.
Кладник - подземный бог, который охраняет сокровища, клады.
Зюзя - бог зимы.
Мороз - помощник бога зимы
Паляндра - богиня смерти, которая заправляет в самом страшном подземном месте - Навье. Забирает души людей и передает Бабе Юге.
Белун – земной бог, в белой одежде и с посохом в руках, творит одно добро. Про счастливчиков белорусы говорят: «Наверное, подружился с Белуном».
Чур - родовое божество, предок, который и после смерти заботится о роде, оберегает его от злых духов, охраняет земельные владения рода.
Щедрец - бог веселья, беседы, опекает праздники, игры молодежи.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть