В индустрии музыки существует множество видов хит-парадов: чарты синглов, альбомов, хит-парады по жанрам и даже в рамках песен одного исполнителя. Но часто слушатели не понимают, почему их любимая композиция остается на задворках списка лучших, а на первом месте оказываются совсем «не те», по их мнению, исполнители.
О том, по каким критериям составляются хит-парады, как определяют, какие композиции популярны, а также кто был победителем первого советского хит-парада – в материале «АиФ».
СКРИПАЧ НА ВЕРШИНЕ
На заре появления музыкального вещания для составления хит-парадов зачастую брались за основу данные из музыкальных журналов и опросов слушателей. Первый музыкальный хит-парад, по разным данным, был опубликован в 1936 году в американском журнале «Биллборд» (Billboard). Первым победителем стал некто Джо Венути – уже многими позабытый скрипач. Его песня в стиле джаз «Stop, Look And Listen!» оказалась на вершине списка.
С 1940 года хит-парады в журнале стали публиковаться на регулярной основе, а в 1958 году появилась «горячая сотня» – 100 самых популярных композиций недели. Тогда в параметры вычислений входили данные по продажам и репертуару радиостанций. С 1991 года «Биллборд» ввел новую методику для определения чартов, в которой учитывются комбинация актуального радиомониторинга с помощью электронной системы службы Nielsen Broadcast Data Systems (BDS) с дополнением плейлистов от мелких радиостанций, и данные по продажам от ретейлеров от службы Nielsen SoundScan.
С течением времени музыкальные хит-парады распространились практически по всему миру. Веяние моды постепенно докатилось и до советских граждан.
С ЛЕЩЕНКО И «ПЕСНЯРАМИ»
В СССР первые хит-парады стали публиковаться во второй половине 1970-х годов в газете «Московский комсомолец» – в музыкальной рубрике «Звуковая дорожка МК»). В ней размещались материалы о звездах советской эстрады, а также угодных власти исполнителях с Запада. Именно в рамках этой рубрики журналист Юрий Филинов предложил на основании предпочтений слушателей составить первый советский хит-парад. В 1977 году читатели «МК» прислали свои письма журналисту, который и огласил десятку лучших песен.
Лидером первого советского хит-парада стала композиция в исполнении Софии Ротару «Родина моя». Слова «Я, ты, он, она! Вместе – целая страна, вместе – дружная семья! В слове «мы» – сто тысяч «я» полюбились гражданам Союза.
На втором месте оказалась песня «Из вагантов» Игоря Иванова, более известная сейчас как «Песенка студента». Тройку лучших замкнула «Соловьиная роща» в исполнении Льва Лещенко. Интересно, что в десятку первого советского хит-парада попали две песни суперпопулярной на тот момент белорусской группы «Песняры» – «Белоруссия» и «За полчаса до весны».
Затем хит-парады появились в ленинградской газете «Смена» и во многих других молодежных и музыкальных изданиях. В отличие от западных аналогов, в СССР они составлялись на основе опросов слушателей и писем читателей того или иного периодического издания.
Большинство музыкальных критиков все же сходятся во мнении, что советский хит-парад носил субъективный характер. Якобы он отражал предпочтения не всей аудитории, а лишь тех слушателей, которые приняли участие в опросе. Считалось, что для получения более достоверной картины необходимо было учитывать количество проданных альбомов. Однако, в отличие от музыкального рынка на Западе, в СССР такие подсчеты не велись.
БЕЗ НАКРУТКИ
Сейчас, чтобы составить достойный хит-парад, недостаточно просто прослушать песни по принципу «нравится – не нравится». Чтобы оценить рейтинг той или иной композиции или альбома, используются специальные компьютерные программы и статистика.
В целом в музыкальной индустрии хит-парады учитывают множество критериев: помимо данных по продажам, в некоторых случаях берут в расчет сведения по проигрышу на радиостанциях и по количеству скачиваний композиций через Интернет, а также количеству голосов слушателей. К примеру, в 2000-х годах популярным было голосование посредством отправки SMS-сообщений за ту или иную песню. Теперь почти все радиостанции и телеканалы присутствуют в Интернете, голосовать можно на сайтах и в социальных сетях.
К слову, с развитием соцсетей появились и так называемые народные независимые чарты. Так, в начале 2018 года в социальной сети «ВКонтакте» появился хит-парад белорусской музыки #BYTOP10. «Хит-парад был запущен для популяризации белорусского шоу-бизнеса, поддержки местных талантов и уже состоявшихся исполнителей. Голосование в нем честное и открытое, голоса проверяются, любые «накрутки» исключены», – заверил «АиФ» инициатор проекта Николай ЛЕФФЕРТС.
По его словам, еженедельно в голосовании принимают участие около 1 тыс. белорусских любителей музыки. Каждую неделю эксперты определяют три новинки, которые претендуют на попадание в топ. В число жюри входят руководитель фан-клуба OGAE Беларусь (некоммерческого фан-клуба конкурса «Евровидение») Павел Морозов, известный продюсер Александр Слуцкий и глава сообщества о белорусском шоу-бизнесе, певец Заал Ярадангулиев.
Николай Леффертс обращает внимание, что новые песни эксперты в основном находят в официальных группах или на страницах исполнителей в социальных сетях. За историю хит-парада в число наиболее популярных исполнителей чаще всего входили группа Litesound, певица LEXY (Александра Ткач), вокальный проект Nonsens.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть