На берегах Днепра, Сожа да на их притоках жило многолюдное племя радимичей. Каждый род племени выбирал себе место для жилья и охоты. Род Ядрена вкопал свои избы на берегу небольшой реки.
ЯДРЕН И МИЛАВА
Ядрен был водцем рода много лет. Ростом высок, сила большая в нем играла. Норовом же был что лесной пожар. Вспыхивал от одной искры.
Мало кто мог устоять супротив него. Род же свой защищал от лихих людей, которых немало набегало со всех сторон. Умело управлял всеми делами. Ядрен хорошо знал, кто на что был пригоден.
Была у него жена по имени Милава. Отбил ее Ядрен у хазар. Платили радимичи им дань неизвестно с каких времен. Сборщики часом грабили людей, охотились за девицами и женщинами. Но не отдал им Ядрен Милаву.
ОЛЕГ НАСТУПАЕТ
В селище все чаще стали приплывать на лодиях вои. «Из Киева-града мы, - сказывали воеводы, - от князя Олега. Не хотим, чтобы вы дань платили хазарам, платите Олегу».
Задумался Ядрен. Он и его водцы захотели мирно решить дело. С тем и пришел Ядрен в княжеский шатер. Там и договорились, что вои разойдутся с миром, а радимичи сколько хазарам платили, столько и Олегу будут давать. Еще пообещал Олег защиту от хазар и иной напасти.
После Олега немало князей сменилось на Киевском столе. И уже втрое, вчетверо больше дани требовали сборщики. Князья дань брать брали, а вот помощи от них не было. Нападали на племя тавры, половцы, хазары, ляхи. И ни разу княжеские полки не пришли на помощь радимичам. Самим приходилось отбиваться.
К тому времени под зелеными курганами упокоились отцы, деды. На их место заступили внуки и правнуки. Возроптали они. И однажды не послали дань в Киев. Водцем в то время был правнук Ядрена и Милавы Ждан. Весь в прадеда умом и силой вышел. Войско его било не щадя всех, кто приходил оружный.
Знал он, что киевский князь не простит самовольства. Только вои Ждана смогли пересилить войско князя Владимира Святославовича. Тот озлился. Послал новую рать. Теперь уже с воеводой, имя которому было Волчий Хвост. Умен он был и хитер, как лис. Покорил он не один народ.
Перехитрил Волчий Хвост Ждана. Жестокой была битва. Взял Волчий Хвост радимичей на щит, пожег селища. Молодежь полоном в Киев отправил. Долго охотился за Жданом. Но тот ушел за ветровалы, увел оставшихся в живых воев и их семьи. Иных подобрал в лесах и на болотах.
НОВЫЙ ГРАД
Вывел Ждан своих людей к небольшой реке, в Сож впадающей. «Здесь, меж двух рек, на чичере (высоком месте) будем новое селище ставить, - сказал водца. - Стены крепкие, столпы поставим. Ров глубокий вокруг выкопаем и водой зальем».
Удачным оказалось место. Торговля богатая шла у селища. Кроме того, немало рукастых людей пристало к роду Ждана. Детинец крепкий отстроили. Терема поднялись. Посады да слободы вокруг образовались. Вои же племени были такие, что князья из Киева и Чернигова заручались словом Ждана не нападать на их земли, когда те в походы отправлялись. И не раз просили прислать воев, чтобы укрепить свои рати.
Градом селище стало зваться. И имя ему пошло Чичера. Крепким, готовым отбить оружных прибытчиков, выдержать осаду многодневную. Вольными людьми считали себя жители града и околицы его, хотя и подчинялись киевскому князю.
В Киевской летописи за 1159 год записано, что князь Изяслав Давидович отдал Святославу Ольговичу, черниговскому князю, город Чичерск. С той поры в названии изменилась лишь одна буква, и ныне мы зовем город Чечерском.
Виктор КРУКОВСКИЙ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть