3252

Магия кино. Как белорусский фильм завоевал главный приз в Амстердаме

"Аргументы и факты" в Беларуси № 6. Надбавка для учителя 05/02/2019
50 минут экранного времени, в течение которых ты успеваешь пережить гамму чувств.
50 минут экранного времени, в течение которых ты успеваешь пережить гамму чувств. Фото из открытых источников

Белорусские зрители смогут увидеть картину 19 февраля в Музее истории белорусского кино. После просмотра авторы ответят на вопросы публики. «Сумма» - это магия кино в чистом виде: 50 минут экранного времени, в течение которых ты успеваешь пережить гамму чувств. Вроде бы фильм не рассказывает ни о чем особенном, нет ярко выраженного сценарного конфликта: в одном кадре пожилой герой неспешно пьет чай, в другом - гладит собаку, в финале долго пытается поправить «зажеванную» ленту кассеты, потом вставляет ее в магнитофон и включает прекрасную барочную музыку… Короткие диалоги с длинными паузами… И все это тягучее, визуально красивое повествование просто завораживает. Отдельно хочется отметить прекрасную работу звукорежиссера.

Директор Польского института в Минске Цезарий КАРПИНЬСКИЙ рассказал, что фильм был создан при поддержке Польского института киноискусства при сотрудничестве с Польским телевидением, в том числе в рамках стипендиальной программы «Gaude Polonia», предназначенной для деятелей культуры.

- Это замечательно, что создатели фильма - режиссер Андрей Кутило и автор сценария Татьяна Бембель - заинтересовались жизнью и творчеством легендарной личности - польского художника, скульптора, писателя Анджея Струмилло, которого очень хорошо знают и уважают в белорусской культурной среде. Я хочу поздравить создателей фильма с получением престижной награды в Амстердаме. Это высшее достижение после 1998 года, когда главную награду за полнометражный документальный фильм вручили картине Дариуша Яблоньского «Фотолюбитель».

Анджей и Мария

Автор сценария Татьяна БЕМБЕЛЬ рассказала, что идея фильма об Анджее Струмилло возникла лет семнадцать назад, когда он впервые приехал в Беларусь. Это культовый польский мастер, который работает в разных жанрах искусства как художник, скульптор, график, фотограф, сценограф, поэт, публицист. Более ста индивидуальных выставок художника прошли в Польше, Беларуси, Китае, Японии, Германии, Чехии, Литве, США.

После многолетних странствий Струмилло вернулся в Польшу, купил заброшенный дом в Сувалкском повете недалеко от границы с Литвой и Беларусью и превратил это место в удивительной красоты уголок. Там на пленэрах собирались многие белорусские творцы. Молодая минская художница Мария - еще одна героиня фильма «Сумма» - за десять лет дружбы тоже неоднократно бывала в гостях у пана Анджея. Девушку привлекают удивительные тайны его жизни, возможность приобщиться к необычным живописным работам и пообщаться с грациозными арабскими лошадями, которых он разводит.

Но дома, в Беларуси, остался муж Марии, который во время поездок жены постоянно звонит ей и пытается выяснить, как скоро она вернется обратно…

Правильное направление

- Когда я познакомилась с паном Анджеем, меня не покидала идея зафиксировать удивительные вещи, которые мне открылись, - признается Татьяна Бембель. - Но я думаю, что каждый, кто попадает в то удивительное, магическое пространство, испытывает что-то подобное. Один мой коллега, слушая восторженные отзывы о Сувалках, посоветовал: «Ты так поэтично обо всем рассказываешь - напиши эссе». Но это не так просто…

Потом мы стали плотно работать с Андреем Кутило. Это тот человек, с которым можно было не просто разговаривать на эту тему, - он знал, как уловить момент. Главное, он понимал, что именно надо уловить. Например, я, как искусствовед, часто в лекциях об импрессионистах пытаюсь объяснить, что художник пишет не предметы, а воздух. Это очень трудно понять человеку несведущему. А Андрей понял, о чем речь. В этом фильме снят воздух, то есть атмосфера, что-то неуловимое. Сценарий в окончательном варианте получился только благодаря нашему сотворчеству. Да, было несколько идей, в каком направлении развивать сюжет, но мы решили, что важнее всего экзистенциальные вопросы.

Режиссер фильма Андрей КУТИЛО пояснил, что снятого материала было очень много:

- Мы просто приезжали и снимали часами. Я просил, допустим, о некоторых вещах поговорить подробнее, если мне казалось важным какую-то тему осветить полнее. Время от времени к пану Анджею в гости наведывалась Мария, и мы поняли: надо двигаться в этом направлении! Показать историю пана Струмилло через дружбу с молодой художницей из Беларуси. И окончательный сценарий фильма возник тогда, когда большая часть материала уже была снята.

Благодаря хорошему финансированию режиссер смог посвятить съемкам фильма несколько лет, чтобы при этом не думать о хлебе насущном. Каждый кадр продуман до мелочей и сделан с любовью.

Перед премьерой Андрей Кутило приезжал к пану Анджею и показал на ноутбуке, каким получился фильм:

- Он вздохнул, почти не комментировал и сказал: «Ну что ж, поздравления авторам».

Белорусский след

Анджей Струмилло родился в 1928 году в Вильнюсе, а его отец - в Минске. Как-то, будучи в Беларуси, известный художник сказал: «Я до сих пор считаю себя преемником традиций ВКЛ. И, хотя я называю себя поляком, потому что вырос в польской культуре, кровь имею смешанную. Потому мое сердце и там, и тут».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно