О смерти 63-летнего Криса Кельми первым со ссылкой на свои источники сообщил портал StarHit. По данным издания, он скончался в Наро-Фоминском районе Московской области. Позже информацию подтвердили в морге больницы в городе Наро-Фоминске, сообщает РИА Новости. Причины смерти пока неизвестны. Дата и место прощания с музыкантом будут названы позже.
Крис Кельми стал известен среди отечественных рок-музыкантов весьма рано. Еще в школе он организовал собственную группу, а поступив в Московский институт инженеров транспорта, вместе с Александром Ситковецким (еще одной легендой отечественной рок-музыки) создал «Високосное лето». Группа эта котировалась высоко, играть в ней было престижно, а два лидера — Кельми и Ситковецкий, — несмотря на юный возраст (им было всего по восемнадцать лет) уже всерьез раздумывали над репертуаром и даже собирались петь песни своего сочинения. Они участвовали в рок-фестивале в Таллинне в 1977 году, а на фестивале в Черноголовке в 1978-м получает премии за профессионализм и театрализацию. Группа играла арт-рок, сочинила рок-оперу «Прометей прикованный», а по воспоминаниям автора слов ко многим песен «Високосного лета» того периода, поэтессы Маргариты Пушкиной, музыкантам, игравшим психоделически-смурные песни, выступавшим в драных балахонах и ориентировавшихся в творчестве на «Yes» и «Genesis», трудновато было тягаться, например, с «Машиной времени». Один из членов жюри фестиваля в Черноголовке, композитор Юрий Саульский даже попенял музыкантам за «оторванность в текстах от реалий сегодняшнего дня», хотя и отметил «интересный музыкальный материал» и «хороший исполнительский уровень».
С «Машиной времени» группа «Високосное лето» оказалась связана очень тесно, хотя, пожалуй, не совсем музыкально. Именно к Кельми и Ситковецкому дважды уходил от Андрея Макаревича бас-гитарист Александр Кутиков — это было еще в первой половине 70-х. И именно в «Машину времени» Кутиков вернулся в 1979-м, прихватив с собой заодно барабанщика Валерия Ефремова — втроем с Макаревичем они и сейчас составляют костяк «Машины».
«Високосное лето» распалось в мае 1979-го — в качестве причин обычно называют «творческие расхождения». Ситковецкий продолжил исследовать арт-рок — уже в группе «Автограф»; к нему присоединился и Крис Кельми, но ненадолго. Уже в 1980-м он получает предложение, от которого сложно было отказаться. Знаменитый режиссер Марк Захаров позвал его в свой театр — экспериментировать с синтезом сценического искусства и рок-музыки. Под эту задачу была создана группа «Рок-ателье» (одним из ее членов был Павел Смеян).
МИИТ, кстати, Кельми закончил; он даже учился там же в аспирантуре, но позже получил диплом эстрадного факультета Музыкального училища имени Гнесиных — это было уже в 80-е, во время работы в «Ленкоме».
В период сотрудничества с Захаровым и «Ленкомом» группа (и Крис Кельми, разумеется) сумели издать несколько записей на «Мелодии», появиться на радио, но главным их достижением, конечно, было участие в спектаклях — например, в рок-опере «Юнона и Авось», в «Людях и птицах», а также в других музыкальных постановках театра — «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Именно «Рок-ателье» отвечало за музыку и песни к мультфильму «Пёс в сапогах».
А прогремел на всю страну Крис Кельми в 1987-м, когда написанную им на слова Маргариты Пушкиной композицию «Замыкая круг» спела сборная команда рок-, фолк- и поп-музыкантов со всей страны. Песню показали в новогоднем эфире в ночь на 1 января 1988 года — и все. На следующее утро Кельми проснулся знаменитым.
Он, правда, все еще продолжал ассоциироваться с «Рок-ателье». Например, самую его успешную песню «Ночное рандеву» в 1988-м исполнила как раз группа и ее вокалист Вадим Усланов. Но вскоре группа ушла из «Ленкома», а в 1990-м и сам Крис Кельми начал сольную карьеру. Тогда же разгорелся оставшийся почти незаметным для публики скандал — Кельми выступал под запись, сделанную Услановым; им пришлось судиться, чтобы определить, кто и на что имеет право.
Сложно сказать, можно ли назвать сольную карьеру Криса Кельми успешной. Уже с середины 90-х у него становилось все меньше эфиров, новых хитов не появлялось — хотя альбомы он продолжал выпускать, но чаще это были сборники старых песен (или, например, переиздания композиций времен еще «Високосного лета»). Появлялся на телевидении, был участником одного из сезонов «Последнего героя», а в интервью 2005 года сетовал на современный шоу-бизнес, в который никак не может вписаться.
В последние годы имя музыканта чаще можно было встретить в скандальной хронике. Он попадался на вождении в пьяном виде (правда, чаще он отказывался проходить освидетельствование) и даже отсидел пять суток за это правонарушение. При этом в беседах с журналистами Кельми отрицал проблемы с алкоголем; однажды он заявил, что его диагноз — приступы эпилепсии.
«Ностальгии [по звездному прошлому] нет. Понятно, что время меняется, но самое ужасное, если меняется человек. Я счастлив, что мне удалось пожить в тот удивительный период, застать время, когда все стало меняться в нашем обществе, не потеряться в другой системе координат», — говорил Кельми.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть