Прогрессивная часть зрительской аудитории уже давно переключила свое внимание на глобальную сеть и получает более интересную и живую информацию, которую телеканалы, как правило, сортируют и отсеивают. В интернете нет необходимости смотреть то, что навязывают в строго определенное время. Каждый волен выбирать новости, музыкальное, публицистическое видео по вкусу. Захотел - остановил поток информации, захотел - перешел на другую ссылку. Задело за живое - тут же выразил свое отношение к происходящему и оставил комментарий.
Тех, кто остался верен голубому экрану, переполняет гамма чувств, замешанная на любви и ненависти. Получается, жить без друга-телевизора уже не представляется возможным, но только почему-то друг в последнее время все больше и больше разочаровывает. Поднимаем читательскую почту: «Сколько насилия, грязи и жестокости может вместить эфирное время?», «Надоело смотреть пресные и неинтересные новости», «Такое ощущение, что кроме низкопробного юмора ниже плинтуса нашу публику больше ничем не могут удивить…»
Так пациент скорее жив или мертв? «АиФ» решил обсудить состояние дел в современном телевидении с Ниной ФРОЛЬЦОВОЙ, доктором филологических наук, профессором БГУ:
- Телевидение не утратило своих лидирующих позиций в структуре других средств массовой информации. Что бы ни говорили, а телевизор смотрят, причем совершенно разные слои населения. И вроде есть большой выбор каналов, программ, но, с другой стороны, сами производители оказались загнанными в ловушку. Что производить? Чем закрыть эфирное время?
В свое время ученые вычислили, что в сказках насчитывается 31 сюжет, позднее в Голливуде по этой же схеме пришли к выводу, что в кино их 36. Говоря о современном телевидении, специалисты делят это число на 3 с учетом продолжительности каждой из вероятных серий и получают 12 «формульных» сюжетов, которые сегодня определяют художественное вещание. Отсюда эти многочисленные, но абсолютно однотипные сериалы о ментах, бандитах, разборках и беспределе.
- Белорусское телевидение часто называют вторичным, потому что оно не производит оригинальных продуктов, а покупает лицензионные и адаптирует их для местной телеаудитории.
- Весь креатив у нас направлен на создание рекламы, потому что ее производство требует больших затрат и времени. Что касается телепрограмм, то здесь проще идти проторенными путями, тем более, это гораздо дешевле. Вот и покупают «Времечко» и другие лицензионные программы и наполняют их местным контентом. Но, действительно, зачем кого-то копировать? Зачем дублировать все эти кулинарные, музыкальные, танцевальные шоу?
- А как изобрести что-то новое?
- Мы должны иначе посмотреть на свои творческие ресурсы и хорошо их оценить. На западных телеканалах есть целые креативные подразделения, которые занимаются разработкой проектов, рассчитывая возможную емкость как медийного рынка, так и инструменты воздействия на формирование спроса. У нас, к сожалению, подобная система действует односторонне: спрос формирует предложение, хотя, на самом деле, предложений не бывает без спроса и наоборот. Это двухстороннее взаимодействие.
Что касается тем, то их огромное множество. С налету можно назвать такие, которые, при сегодняшнем общественном интересе к событиям «близкой» и «дальней» истории могли бы составить довольно значительное тематическое поле. Например, почему бы телевизионщикам не обратить внимание на историю минского подполья? Или на деятельность белорусских журналистов, да и вообще средств массовой информации во время Великой Отечественной войны? Или на историю белорусского балета и на многие другие явления, которые ассоциируются с белорусской национальной идеей… Это все близко нам, тем более, есть немало архивных материалов. А современные приемы сценарного и режиссерского решения позволяют без больших затрат сочетать документальную реконструкцию с постановочными съемками и создавать прекрасные программы, которые не только можно показывать дома, но и продавать на внешнем рынке.
- Один известный телеведущий сказал мне в интервью, что главная проблема нашего ТВ - это картинка, то есть, нужно больше камер, декораций, а с креативом и творческими идеями у нас якобы все в порядке.
- Его можно понять. Когда наши телевизионщики ездят на стажировки за границу, с ними делятся только голой технологией производства. А учить ноу-хау даром никто не будет! Чтобы понять, как делается телевидение в креативном плане, нужно попасть на кухню, а туда не допускают.
- Нина Тихоновна, представители телевидения очень часто говорят о том, что вся их работа нацелена на целевую аудиторию. Что скрывается за этим определением?
- Целевая аудитория в СМИ - это условная величина. Сегодня она целевая, завтра становится частью массовой. Перетекания постоянно происходят между разными группами населения, и не надо становиться пленниками этой теории. Образно говоря, ориентироваться только на ветеранов или на молодых девушек, которые хотят выйти замуж, отсеивая остальную часть аудитории, неправильно. Хорошая программа найдет отклик в душе и вызовет интерес у любого зрителя, независимо от его возраста и социального положения.
- Если резюмировать: на что стоит работникам телевидения обратить внимание, чтобы их посыл был понятен аудитории?
- Определить содержательное поле и подумать, каким своим национальным продуктом можно его заполнить, что это было одновременно интересно и белорусским зрителям, и для демонстрации извне.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть