21357

Как белорусскому телевидению стать неповторимым

№ 32 от 11 августа 2010 года 11/08/2010

Прогрессивная часть зрительской аудитории уже давно переключила свое внимание на глобальную сеть и получает более интересную и живую информацию, которую телеканалы, как правило, сортируют и отсеивают. В интернете нет необходимости смотреть то, что навязывают в строго определенное время. Каждый волен выбирать новости, музыкальное, публицистическое видео по вкусу. Захотел - остановил поток информации, захотел - перешел на другую ссылку. Задело за живое - тут же выразил свое отношение к происходящему и оставил комментарий.

Тех, кто остался верен голубому экрану, переполняет гамма чувств, замешанная на любви и ненависти. Получается, жить без друга-телевизора уже не представляется возможным, но только почему-то друг в последнее время все больше и больше разочаровывает. Поднимаем читательскую почту: «Сколько насилия, грязи и жестокости может вместить эфирное время?», «Надоело смотреть пресные и неинтересные новости», «Такое ощущение, что кроме низкопробного юмора ниже плинтуса нашу публику больше ничем не могут удивить…»

Так пациент скорее жив или мертв? «АиФ» решил обсудить состояние дел в современном телевидении с Ниной ФРОЛЬЦОВОЙ, доктором филологических наук, профессором БГУ:

- Телевидение не утратило своих лидирующих позиций в структуре других средств массовой информации. Что бы ни говорили, а телевизор смотрят, причем совершенно разные слои населения. И вроде есть большой выбор каналов, программ, но, с другой стороны, сами производители оказались загнанными в ловушку. Что производить? Чем закрыть эфирное время?

В свое время ученые вычислили, что в сказках насчитывается 31 сюжет, позднее в Голливуде по этой же схеме пришли к выводу, что в кино их 36. Говоря о современном телевидении, специалисты делят это число на 3 с учетом продолжительности каждой из вероятных серий и получают  12 «формульных» сюжетов, которые сегодня определяют художественное вещание. Отсюда эти многочисленные, но абсолютно однотипные сериалы о ментах, бандитах, разборках и беспределе.

- Белорусское телевидение часто называют вторичным, потому что оно не производит оригинальных продуктов, а покупает лицензионные и адаптирует их для местной телеаудитории.

- Весь креатив у нас направлен на создание рекламы, потому что ее производство требует больших затрат и времени. Что касается телепрограмм, то здесь проще идти проторенными путями, тем более, это гораздо дешевле. Вот и покупают «Времечко» и другие лицензионные программы и наполняют их местным контентом. Но, действительно, зачем кого-то копировать? Зачем дублировать все эти кулинарные, музыкальные, танцевальные шоу?

- А как изобрести что-то новое?

- Мы должны иначе посмотреть на свои творческие ресурсы и хорошо их оценить. На западных телеканалах есть целые креативные подразделения, которые занимаются разработкой проектов, рассчитывая возможную емкость как медийного рынка, так и инструменты воздействия на формирование спроса. У нас, к сожалению, подобная система действует односторонне: спрос формирует предложение, хотя, на самом деле, предложений не бывает без спроса и наоборот. Это двухстороннее взаимодействие.

Что касается тем, то их огромное множество. С налету можно назвать такие, которые, при сегодняшнем общественном интересе к событиям «близкой» и «дальней» истории могли бы составить довольно значительное тематическое поле. Например, почему бы телевизионщикам не обратить внимание на историю минского подполья? Или на деятельность белорусских журналистов, да и вообще средств массовой информации во время Великой Отечественной войны? Или на историю белорусского балета и на многие другие явления, которые ассоциируются с белорусской национальной идеей…  Это все близко нам, тем более, есть немало архивных материалов. А современные приемы сценарного и режиссерского решения позволяют без больших затрат сочетать документальную реконструкцию с постановочными съемками и создавать прекрасные программы, которые не только можно показывать дома, но и продавать на внешнем рынке.

- Один известный телеведущий сказал мне в интервью, что главная проблема нашего ТВ - это картинка, то есть, нужно больше камер, декораций, а с креативом и творческими идеями у нас якобы все в порядке.

- Его можно понять. Когда наши телевизионщики ездят на стажировки за границу, с ними делятся только голой технологией производства. А учить ноу-хау даром никто не будет! Чтобы понять, как делается телевидение в креативном плане, нужно попасть на кухню, а туда не допускают.

- Нина Тихоновна, представители телевидения очень часто говорят о том, что вся их работа нацелена на целевую аудиторию. Что скрывается за этим определением?

- Целевая аудитория в СМИ - это условная величина. Сегодня она целевая, завтра становится частью массовой. Перетекания постоянно происходят между разными группами населения, и не надо становиться пленниками этой теории. Образно говоря, ориентироваться только на ветеранов или на молодых девушек, которые хотят выйти замуж, отсеивая остальную часть аудитории, неправильно. Хорошая программа найдет отклик в душе и вызовет интерес у любого зрителя, независимо от его возраста и социального положения.

- Если резюмировать: на что стоит работникам телевидения обратить внимание, чтобы их посыл был понятен аудитории?

- Определить содержательное поле и подумать, каким своим национальным продуктом можно его заполнить, что это было одновременно интересно и белорусским зрителям, и для демонстрации извне.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно