8 января Дэвиду Боуи исполнилось бы 70 лет. В прошлом году — 10 января 2016 года — культовый британский музыкант скончался от рака печени после 18 месяцев борьбы с болезнью. За 50 лет активной творческой карьеры Боуи пережил взлеты и падения, записал 27 студийных альбомов, бессчетное количество хитов и оказал огромное влияние на образ современной музыки в целом.
Странный случай в космосе
Дебютный альбом Дэвида Боуи — пластинка «David Bowie» — вышел в 1 июня 1967 году и получился, как отмечали многие музыкальные критики, странным. Работа имела мало общего с последующим творчеством музыканта и не принесла 20-летнему Боуи известности. В свою очередь продажи альбома подкосил «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» от The Beatles, который вышел в тот же день.
Однако на этом карьера Боуи не завершилась. Спустя два года музыкант выпустил свой второй альбом «Space Oddity», получивший мировое признание, а заглавная одноименная песня моментально стала культом и классикой британского психофолка. Все предыдущие и последующие песни про космос оказались в тени баллады про майора Тома. «Space Oddity» даже звучала в репортажах BBC во время запуска «Аполлона-11» и высадке Нила Армстронга на Луну.
Человек, который продал мир
Спустя всего год после успеха «Space Oddity» Боуи выпускает свой третий альбом «The Man Who Sold the World». Несмотря на довольно прохладный прием со стороны фанатов музыканта, критики оценили тяжелый, мрачный и искривленный гитарный рок, в котором прослеживались зачатки современного металла.
Наибольшую популярность альбом обрел лишь в 90-х, когда заглавный сингл «The Man Who Sold the World» перепел Курт Кобейн на акустическом концерте Nirvana для MTV. Кроме того, влияние третьего альбома Боуи на свое творчество отмечали и не менее культовые The Cure, Гэри Ньюман и Nine Inch Nails.
Взлет и падение Зигги Стардаста
В 1971 году вышла четвертая пластинка Боуи «Hunky Dory», в которой прослеживается зарождение панк-рока, в то время как до появления Ramones и Sex Pistols, которые считаются отцами жанра, у музыкальной сцены было еще несколько лет. Однако, несмотря на успех «Hunky Dory», первая половина 1970-х для Боуи ознаменовалась рождением Зигги Стардаста.
Ключевым моментом для творчества Боуи в начале 1970-х стало знакомство с Лу Ридом и Игги Попом, которые и стали стали прообразами Зигги Стардаста, идеальной рок-звезды из космоса. Именно Зигги музыкант посвятил два своих следующих альбома «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» и «Aladdin Sane».
Многие музыканты (Sex Pistols, T. Rex, Smashing Pumpkins, Pulp, Suede) отмечали влияние «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» на свое творчество, а песни из альбома — например, «Moonage Daydream» и «Starman» — использовались во множестве фильмов в качестве саундтрека. В свою очередь «Aladdin Sane» стал первым альбомом Боуи, которому удалось подняться на первую строчку британских музыкальных чартов.
Молодые американцы
В альбоме «Young Americans» (1975 г.) Боуи решил вновь поэкспериментировать: музыкант отошел от привычного стиля психоделического глэм-рока и попробовал себя в жанре соула и фанка. В работе над альбомом Боуи помогали Джон Леннон и Пол Маккартни, совместно с которыми были записан трек «Fame» и кавер «Across the Universe» The Beatles.
Пластинка оказала огромное влияние на американскую поп-сцену 90-х. Например, сама Мадонна отмечала, что творчество Боуи оказало на нее огромное влияние: в пятнадцать лет будущая королева поп-музыки отправилась на концерт Дэвида Боуи в Детройте, и, по ее собственным словам, после этого ее жизнь изменилась навсегда.
Берлинская трилогия
В 1976 году Боуи записал один из главных своих альбомов — «Station to Station». Это был переход от соула и фанка «Young Americans» к немецкой электронной музыке и пост-року, закончившейся переездом в Берлин. Сам же Боуи постоянно отмечал, что всего его последующие альбомы — в особенности Берлинская трилогия — являются прямыми наследниками заглавной песни из «Station to Station».
Берлинская трилогия представляет собой серию альбомов Дэвида Боуи записанных в сотрудничестве с Брайаном Ино в конце 1970-х. В неё входят три альбома: «Low», «Heroes» и «Lodger». Пожалуй, именно немецкий триптих Боуи оказал наибольшее влияние на музыкальную индустрию.
Ян Кертис, Питер Хук и Бернард Самнер решили создать Joy Division во многом под впечатлениями от альбома «Low» (в особенности трека «Warsaw»), да и в самих работах британцев прослеживается отпечаток беспокойного и злого звучания музыки Боуи немецкого периода.
«Heroes», в свою очередь, вдохновила бесчисленное количество рок-гимнов и даже угодила в рекламу Microsoft. Дэйв Гаан попал в Depeche Mode после того, как менеджер группы услышал, как он поет «Heroes», а сама группа начала исполнять музыку на стыке рока и электроники. Электронное звучание также повлияло на Трент Резнор из Nine Inch Nails и формирование современного индастриал-рока, а гитарная часть берлинской трилогии стала отправной точкой для всего творчества Blur.
Давайте танцевать
Знаковым в творчестве Боуи стал 1981 год, когда он вместе с группой Queen записал «Under Pressure» — ещё один сингл, добравшийся до вершины британского чарта.
Однако, несмотря на успех глэмового «Under Pressure», 80-е прошли для Боуи под знаком дэнс-рока и поп-музыки, который впервые обрел форму в альбоме «Let’s Dance» (1984 г.) — самой успешной, с коммерческой точки зрения, работе Боуи. После успеха пластинки Боуи наконец превратился в мейнстримовую поп-звезду: британская молодежь не только приняла музыку Боуи, но и переняла у музыканта его манеру одеваться, любовь к кабаре и театру и даже легкий налет андрогинности.
Сам же Боуи отмечал, что не очень рад подобной популярности, так как не знал, как петь для людей, которые никогда не слышали его ранние работы. Именно с таким настроем музыкант и вошел в эпоху 90-х, которая стала для Боуи очередным периодом экспериментов в стилях соул, индастриал, рок и джангл. Кроме того, певец начал работать с людьми, выросшими на его творчестве 60-70-х, и записывать песни и выступать с Nine Inch Nails и Placebo.
Черная звезда
За последние 15 лет Боуи выпустил всего лишь три альбома. Его последняя работа — пластинка «Blackstar» — вышла 8 января 2016 года в день рождения певца, через два дня Дэвид Боуи умер.
«Blackstar» стал последним экспериментом (хотя не должен был, так как уже шла работа над песнями для следующего альбома) от главного музыкального экспериментатора 20-го века. В новом альбоме Боуи отдалился от поп-музыки и рока и поработал в жанре авангардного джаза. Запись альбома проходила во время борьбы музыканта с раком и стала, как многие говорят, прощальным музыкальным заветом идеального инопланетного рокера: не надо жить прошлым, а надо двигаться вперед, открывать новые горизонты и покорять новые вершины.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть