30530

Белорусы познакомились с иранскими фильмами

№ 14 от 6 апреля 2011 года 06/04/2011

За примерами далеко ходить не надо. На Берлинале-61 этого года «Золотой медведь» - главный приз международного жюри под предcедательством знаменитой актрисы Изабеллы Росселини - был присужден иранской картине «Надер и Симин: развод». Режиссер Асгар Фархади покорил жюри своей драмой о супругах, которые сталкиваются с юридическими и моральными проблемами, пытаясь развестись. Но это не все награды иранской ленты: приз за лучшую женскую роль разделили актрисы, сыгравшие в этом фильме: Сарине Фархади (12-летняя дочь режиссера) и Сарех Байят, а приз за лучшую мужскую роль вручили иранским актерам Пейману Моади, Бабаку Карими и Али Ашгару Шахбици.

…История иранского кинематографа насчитывает более 80 лет, однако новый виток развития киноискусства произошел после Исламской революции 1979 года. За это время кино кардинально изменилось, появилась плеяда талантливых иранских режиссеров, без участия которых сегодня не обходится ни один мало-мальски серьезный кинофестиваль. Речь идет в первую очередь о таких мастерах как Аббас Киаростами, Мохсен Махмальбаф и самом, наверное, философском режиссере Маджиде Маджиди, чья картина «Дети небес» (1997 г.)
завоевала главный приз Монреальского кинофестиваля и была выдвинута на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм года». Сегодня среди режиссеров немало женщин: до революции возможности снимать кино у представительниц прекрасной половины человечества не было.

Главное - духовность

За 32 года в Иране было снято много разнопланового кино. С некоторыми из картин белорусы могли познакомиться во время «Недели иранского кино» и убедиться в словах посла Исламской Республики Иран в Беларуси Сейда Абдуллы Хосейни: «В иранском кино нет насилия и порнографии, оно отличается духовностью и стремится приобщить зрителей к общечеловеческим ценностям».  На этот раз 8 фильмов, среди которых «М как мама», рассказывающий о жертвенности матери, «И нарекли ее Громом» - о девушке, борющейся за равенство полов, «Свинец» - о молодой еврейской паре, которая после Второй мировой войны хочет уехать из Ирана и др., смогли увидеть только минчане. Однако в отделе культуры Посольства Исламской Республики Иран в Беларуси заверили, что планируется приобщить к иранскому кино жителей всех областей Беларуси, кроме того, список лент, дублированных на русский язык, расширится до 30.

Секрет успеха

- После Исламской революции государство выделило
деньги для развития кинематографа. Ежегодно в Иране снимают порядка 300 фильмов (сюда входят и телесериалы), - рассказал посол Исламской Республики Иран в Беларуси Сейд Абдулла Хосейни. - В киноиндустрии заняты около миллиона человек (режиссеры, операторы, сценаристы, актеры и т.д.).

- Иранское кино снимается при господдержке?

- Государство выделяет субсидии на создание картин: чем лучше сценарий - тем больше финансирование. Например, фильмы «Шелковый путь» и «Дом Сулеймана», затрагивающие общечеловеческие ценности,  были полностью сняты на государственные деньги. Многие госструктуры, например, Министерство внутренних дел, заинтересовавшись сценарием, тоже могут выделить деньги для съемок кино. Но есть и частные компании, занимающиеся кинопроизводством, которым тем не менее государство тоже помогает.

По словам директора киностудии «Фараби-фильм» Сайеда Ахмада Мир-Алаея, сегодня киноиндустрия Ирана достигла такого уровня, когда ежегодно в страну приезжают представители международных кинофестивалей класса А и В и отбирают картины для показов.

- А что с внутренним кинопрокатом?

- Раньше фильмопродукция преимущественно была ориентирована на  внутренний прокат, но последние 2-3 года мы стали выходить на соседствующие с нами страны. То, что иранское кино знают в мире, не было для нас самоцелью, тем не менее работу в этом направлении планируется расширять. Также наметились подвижки в сотрудничестве с такими странами как Польша, Канада, Великобритания.

КСТАТИ

Несколько лет назад белорусский режиссер Маргарита Касымова после поездки в Иран загорелась идеей снять фильм, рассказывающий об общечеловеческих ценностях, которые не зависят от национальной принадлежности и географического пространства. В центре повествования была история иранской девочки, волей случая оказавшейся в белорусской деревне. Правда, проект осуществить не удалось, но, возможно, белорусско-иранское сотрудничество на ниве кинематографа рано или поздно принесет свои плоды.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно