«АиФ» полистал страницы издания. Приводим для вас некоторые детали из жизни одного из «песняров»…
Чижик выскочил на сцену
Книга моей жизни началась за два месяца до моего рождения. Родился я 25 мая 1949 года, а отец умер от ран, полученных на фронтах Великой Отечественной войны, 18 марта того же года.
Его смерть стала для мамы таким потрясением, что она не смогла нормально доходить беременность, и я появился на свет с воробьиным весом - два килограмма двести граммов, весь в прыщах и очень слабенький. Детский врач, профессор Кацман, который работал тогда в Первой минской клинической больнице, сказал: «Это дитя жить не будет». Но мама выхаживала меня так самоотверженно, что его предсказание не сбылось…
…По отцу я принадлежу к старинному роду князей Радзивиллов. Но мой дедушка Ричард в свое время велел продать или уничтожить все, что имело отношение к нашему «дворянству», - благодаря этому семья и не сгинула в проклятом Богом ГУЛАГе.
Родился ли я певцом, музыкантом или художником, сказать не могу даже сейчас. Такое впечатление, что ни одно из этих призваний никак не возьмет верх…
… А голос я, можно сказать, получил по наследству. У матери был прекрасный голос, она знала наизусть много песен и, как рассказывали, раньше часто пела, когда в дом приходили гости. Но после смерти отца перестала петь. Она его очень любила и больше замуж не вышла. Мое первое публичное выступление состоялось в школе, когда нас принимали в пионеры. Одним из номеров была песенка про Чижика-пыжика, которую мы исполнили с девочкой Зоей. На том концерте присутствовал Андрей Мамонтов - руководитель хора мальчиков Дворца пионеров. Ему понравилось, как я спел, и меня взяли в хор солистом…
Архитектурный дебют
…В восьмом классе надо было решать насчет будущей профессии. Я, конечно, не сомневался, что буду либо художником, либо музыкантом. Но мы с мамой жили очень бедно, и выбор пал на архитектурный техникум, потому что там платили стипендию.
Мое самое большое достижение на архитектурном поприще - кинотеатр «Октябрь». Это мой дипломный проект. Я сделал его красочным: не просто тушью, как это было принято, а типографской краской в цвете.
На защиту дипломов приехал сам председатель Госстроя БССР - Король. За мою работу он поставил «отлично», а в заключительной речи сказал, что очень доволен дипломными работами и что некоторые проекты (взгляд в мою сторону) лучше, чем в Политехническом институте. Как мне потом рассказали, мой проект еще очень долго как образец висел в техникуме, откуда его и украли…
«Главное - вовремя выступить»
Именно в техникуме я в первый раз в жизни взял в руки микрофон благодаря моему другу Толе Волку - стал солистом оркестра техникума под руководством Владимира Скороходова. Когда Скороходов ушел, руководителем стал Толя, и мы создали вокально-инструментальный ансамбль «Золотые яблоки» - мы все любили фантастику Рэя Брэдбери, у которого есть рассказ «Золотые яблоки Солнца». Мы играли собственные песни, которые сочиняли Толя Волк и Саша Сорокин, параллельно пели песни «Битлз», «Роллинг стоунз» и белорусские народные. Так, например, аранжировка всем теперь известной народной песни «Касіў Ясь канюшыну» была сделана сперва в «Золотых яблоках». Уже позже я предложил ее Мулявину, и она стала одним из хитов в репертуаре «Песняров».
…После окончания техникума мы с Толей Волком работали в «Белгипросельстрое». Однажды в отделе, где я работал, раздался звонок. Я поднял трубку и услышал голос, который показался мне очень знакомым: «Это звонит Владимир Мулявин. Мы ищем солиста в ансамбль «Песняры», не могли бы вы прийти на прослушивание?» Пауза. Я, естественно, не поверил, подумал, что это Толик меня разыграл. И говорю: «Да не пошел бы ты…» И положил трубку. Потом спустился этажом ниже, а Толик стоит за кульманом, весь в трудах праведных. Я понял, что это был не он! Ох, как неудобно получилось! Поднялся к себе и размышляю: «Позвонят еще раз или нет?» Снова звонок. На этот раз звонил Даник, мой хороший друг, который работал в постановочной группе «Песняров». Он говорит: «Тебе Мулявин звонил, хочет тебя прослушать. Приходи завтра утром, он будет ждать».
На следующий день пошел я к Володе домой, меня встретила Лида Кармальская - его первая жена. Отправилась его будить: «Вставай, к тебе мальчик какой-то пришел, наверное, на прослушивание». «Я не пришел, меня пригласили», - с гордостью поправил я.
Володя говорит: «Бери гитару и пой». Но я настоял, чтобы мы пошли в консерваторию, где акустика хорошая. Мулявин говорит: «Спой так, чтобы слиться со мной». Я один раз послушал и сразу скопировал его манеру исполнения. И мы идеально слились в великолепный унисон. «Боже мой, - сказал Володя. - Сколько я профессиональных вокалистов перепробовал, а тут такая находка! Завтра приходи на репетицию в филармонию». - «Но я же работаю архитектором…»
На следующий день стою на работе за своим кульманом, вчерашние события кажутся какими-то нереальными. Поднимаю голову, смотрю - мулявинские усы мелькнули. Начальник меня вызвал и говорит: «Ну что, Леонид, за тобой пришли очень известные люди, хотят тебя забрать. Ты свою работу сделал?» - «Да». - «Ну тогда иди». Я ушел. И в «Белгипросельстрой» больше никогда не возвращался.
«Я не выйду замуж за артиста»
Человек, который перевернул не только мир спортивной гимнастики, но и всю мою жизнь, - Ольга Корбут. Мы познакомились в самолете, когда «Песняры» в первый раз в жизни летели на гастроли в Америку. До этого было несколько встреч.
В 1972 году по радио шел концерт по заявкам олимпийцев, которые ехали на Олимпиаду в Мюнхен. И вдруг я слышу, что по радио передают интервью с белорусской гимнасткой, знаменитой Ольгой Корбут. Ее спрашивают: «Кого из исполнителей вы любите? Какую песню хотели бы услышать?» Она ответила, что любит ансамбль «Песняры» и ей очень нравится песня «Алеся» (которую исполнял я). Это отложилось в памяти. Надо сказать, что мне тогда из команды гимнасток нравилась не Ольга Корбут, а Люба Бурда, будущая жена Николая Андрианова.
После того как Ольга привезла олимпийское «золото» из Мюнхена, мы вместе выступали на правительственном концерте во Дворце спорта. Ольга разминалась на сцене - тогда я впервые ее увидел. Прошел один, второй раз мимо, чтобы ее внимательно рассмотреть. Но она глянула вскользь и вроде не заметила. Я еще подумал: «Маленькая, а гордая какая».
Ну а знакомство произошло, как я уже говорил, в самолете по дороге в Америку. Наши ребята - Мулявин, Демешко - пошли к девчонкам. Я слышу шум, смех, разговоры. Позвали меня. А я знал, что если пойду, то дадут гитару, начнут упрашивать спеть. Но петь в тот момент не хотелось, и я скромненько устроился в уголке. Напротив сидела Ольга: «Что ты такой грустный? Скучаешь?» - «Но ты тоже не веселишься с девочками!» - «Тогда давай скучать вместе!» Мы семь часов проговорили с ней о «Песнярах», моей семье, о сыне Алексее. В конце разговора Ольга сказала: «Если я когда-нибудь выйду замуж, то только не за спортсмена и не за артиста, потому что это постоянные гастроли, тренировки и никакой личной жизни. Какая же семья может быть?»
…После знакомства с Ольгой Корбут прошло около года. В моей личной жизни назрел кризис: у моей жены Ольги появился другой мужчина. Возможно, моя гастрольная жизнь этому поспособствовала. Я запил на три дня. На четвертый день раздался звонок - Ольга Корбут приехала вместе со сборной по гимнастике и скучала в гостинице одна. Мы поговорили по телефону, и она спросила: «Можно я к вам приеду?» - «Пожалуйста!» Через некоторое время - звонок в дверь: стоит Ольга в элегантном розовом костюмчике. Я замешкался, смотрю на нее во все глаза. Ей это надоело: «Вы меня впустите?» Вот так она и вошла в мою жизнь…
Подготовила Ирэна КНЯЖИНСКАЯ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть