55 лет назад, в 1968 г., на советские экраны вышла первая экранизация произведения Ильфа и Петрова — двухсерийный фильм «Золотой теленок» режиссера Михаила Швейцера.
В период съемок исполнителя роли Остапа Бендера Сергея Юрского окружающие замучили советами, как правильно играть «великого комбинатора». Он не мог спокойно себя чувствовать ни в гостинице, ни в ресторане, ни даже на улице — везде находились «режиссеры на общественных началах».
«Запомните, Бендер никогда не улыбался!»
Юрскому, который в то время служил в ленинградском БДТ, приходилось жить в поездах, так как съемки проходили на «Мосфильме». Неслучайно в одном интервью, которое он дал во время съемок, Сергей Юрьевич рассказал, что у него с Бендером появилась общая черта — железнодорожная болезнь. «Помните, когда у Бендера не было жилья, он садился в поезд и ездил неделями, — рассказывал Юрский. — У меня есть жилье, но с начала съемок я провел 50 ночей в поездах, курсирующих между Ленинградом и Москвой». При этом попутчики, зная, что Юрский снимается в роли «великого комбинатора», буквально замучили артиста советами. Так, однажды актер после спектакля в Ленинграде сел в «Красную стрелу», чтобы утром быть на съемках в Москве. Его попутчик представился инженером из Одессы и сразу начал излагать, каким должен быть фильм «Золотой теленок». Было два часа ночи, когда он категорически заявил Юрскому: «Ну, а теперь мы c вами порепетируем!»
Юрского спас стук в дверь их купе. «Я только на два слова, — сказал неизвестный. — И запомните, Остап Бендер никогда не улыбался!»
Советы, как лучше сыграть главного героя романов Ильфа и Петрова, преследовали Юрского не только в поезде. К нему могли подойти в гостинице, в ресторане, да просто на улице. Присылали на студию письма: «Если в фильме не будет всех сцен романа, я буду жаловаться в центральные газеты».
Папанов чуть не заболел
К слову, всех сцен романа в фильме действительно не оказалось. Из конечной версии вырезали все, что касалось персонажа Васисуалия Лоханкина, которого сыграл Анатолий Папанов. До этого в театре Папанов играл Корейко. С удовольствием бы сделал это и на экране. Однако режиссер Швейцер остудил пыл артиста словами: «С такой фактурой миллионером быть никак нельзя». Поэтому вместо роли подпольного миллионера Папанову досталась роль Васисуалия Лоханкина. Это от него уходила жена Варвара, а он объявлял голодовку, лежа на диване. При этом ночами навещал буфет. «Снимали как-го сцену голодовки, — рассказывал Папанов. — В одних носках я ночью у буфета со страшным шумом мясо пожирал. Так вот, на этом очень вкусном месте мы сделали ужасно много дублей. И килограмма три-четыре мяса мне проглотить пришлось.... И я чуть не заболел».
Однако в итоговую версию эти пять с лишним минут, в которых рассказывалась история Лоханкина, не вошли. К счастью, пленку не стерли. При желании в Интернете не составит труда найти эти кадры и оценить игру легендарного Папанова.
Евгений Евстигнеев, которому в итоге досталась роль Корейко, признавался, что в таком фильме был бы рад любой роли. «Корейко в романе несмешной. Совсем несмешной. И я стараюсь его играть таким. Но трудно это сделать, когда рядом с тобой такие мастера смеха, как Юрский или Гердт», — признавался артист. Не до смеха на съемках иногда было и самому Евстигнееву. Как-то он уснул, сидя на верблюде, и перестал отвечать членам съемочной группы. А те решили, что артиста хватил солнечный удар, и уже разрабатывали план, как же его снять с «двугорбого». К счастью, Евстигнеев проснулся и слез с верблюда сам.
Прототип Бендера потребовал денег
Экранизация 1968 года была первой, где герои Ильфа и Петрова ожили на экране, поэтому в процессе подготовки шло много споров о внешнем виде прежде всего Остапа. К тому же у Бендера был прототип. Образ главного персонажа романа авторы во многом списали с одессита по имени Осип Шор (друзья его называли Остапом). Он был высокий, под 1 м 90 см. В этом смысле Юрский почти соответствовал своему герою — у актера был рост 1 м 81 см. И такой же темноволосый, с карими глазами. В реальной жизни Шор служил инспектором одесского уголовного розыска, и с ним постоянно происходили приключения. Изначально Ильф и Петров предполагали, что Остап будет лишь эпизодическим персонажем. Но по мере написания романа он «перетянул одеяло на себя». Когда «Золотой теленок» был опубликован в 1931 году, Шор без труда узнал себя в Бендере.
Он пришел к Ильфу и Петрову и потребовал от них гонорар, чем привел писателей в оторопь — так хорошо Шор сыграл свой розыгрыш. Актерского таланта ему было не занимать.
Извинился перед Быковым и взял Гердта
А вот Зиновий Гердт, сыгравший Паниковского, сам поставил условие режиссеру, что его герой должен отличаться от того, каким он выведен в романе.
Вот что Гердт писал об этом в своих мемуарах: «У Ильфа и Петрова Паниковский смешон и гадок. Мне хотелось показать его иным — смешным и трогательным. Потому что это страшно неприспособленный к миру, одинокий во всей вселенной человек. Его ранит буквально все, даже прикосновение воздуха. А хитрости его настолько наивны, явны и очевидны, что не могут никому принести серьезного вреда. Мне было жалко Паниковского и хотелось, чтобы зрители отнеслись к нему с теми же чувствами».
К слову, эта работа стала первой главной киноролью Гердта, которому в момент съемок фильма исполнилось 50 лет. Ради Гердта режиссер Швейцер отказал Ролану Быкову, который уже был утвержден на эту роль, и даже был снят ряд сцен с Быковым-Паниковским. Но в итоге Швейцер остановил выбор на Гердте. Для Гердта эта первая работа чуть не стала последней — на площадке у артиста случился сердечный приступ. Врачи запретили ему работать минимум три недели, и съемки фильма были приостановлены почти на месяц. В итоге все обошлось, и на съемочной площадке Гердт принимал поздравления с юбилеем.
У Швейцера, кстати, тоже был собственный взгляд и на героев, и на финал фильма. Он хотел, чтобы фильм закончился сценой женитьбы Остапа и Зоси. Но тут восстал худсовет, который признавал только один конец картины — полный крах авантюриста. В итоге в финале румынские пограничники задерживают Бендера, который пытается перейти границу зимой по снегу в шубе, увешанный под ней золотыми украшениями. И звучит знаменитая фраза, что графа Монте-Кристо из него не вышло и нужно переквалифицироваться в управдомы. Финал этот дорого дался Сергею Юрскому. После окончания съемок он слег с воспалением легких — дали о себе знать многочисленные дубли в снегу.
Тем не менее для зрителей финал остался открытым. Ведь и авторы собирались писать третью книгу о похождениях Остапа. И если бы Ильф не слег с туберкулезом, это наверняка бы произошло.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть