100 лет назад, 21 мая 1921 г., родилась Валентина Караваева. Она рано стала звездой. Вышла замуж за английского атташе. А закончила жизнь одна, в нищете, в затопленной квартире…
Несколько дней 76-летняя актриса лежала в холодной воде. Мертвая, никому не нужная. И, если бы не прорыв трубы, на который пожаловались соседи, возможно, дверь квартиры еще долго бы не вскрыли. О Караваевой давно все забыли.
Жизнь намного богаче наших фантазий. Вот он, сценарий драмы, фильма ужасов, если угодно. В нем хватило бы места и слезливой мелодраме, и жесткому детективу. Одна лишь комедия была бы лишней.
Не о такой славе мечтала
История жизни и смерти Валентины Караваевой стала известна в конце 1990-х — начале 2000-х, и у всех, помнится, вызвала шок: поверить в нее было почти невозможно, казалось, это плод чьего-то больного воображения. Спустя год после ухода актрисы Глеб Скороходов посвятил ей передачу. Даром что ни ему, ни Виталию Вульфу она так и не дала интервью. Как ни просили.
А Георгий Параджанов, попавший в «нехорошую» квартиру вскоре после похорон Валентины Ивановны, сделал о ней документальный фильм. Так Караваева спустя несколько лет после смерти снова обрела известность. Но разве о такой славе она грезила?
С ее портретом воевали и умирали
В 14 лет, не получив ответа от театральных школ и студий, девочка решила написать самому Сталину: «Москва. Кремль. Дорогому товарищу…» Так сильна была Валина мечта стать актрисой. В Вышнем Волочке осуществить ее было нереально.
Прочитал ли письмо сам Сталин, неизвестно, тем не менее девочке разрешили поступить в киношколу к режиссеру Юлию Райзману. Студенткой Валя начала сниматься. Но ничего выдающегося в ней никто не заметил даже на пробах «Машеньки». Только когда были пересмотрены все красавицы того времени, Валя попросила Райзмана дать ей второй шанс. И он оказался решающим.

Роль телеграфистки Маши Степановой удалась. Картина произвела фурор: с портретом актрисы в кармане гимнастерки солдаты шли в бой, с ним же и умирали…
В 22 года Караваева получила высшую награду тех лет, став самым молодым лауреатом Сталинской премии.
В том же году был снят боевой киносборник «Наши девушки», где актрисе предложили сыграть телефонистку Тоню. Однако фильм положили на полку.
Больше ничего существенного в ее жизни уже не будет. По крайней мере в кино. В общей сложности — десяток работ. И одна выдающаяся «Машенька», сделавшая Караваеву звездой.
Валентина Караваева в фильме "Будни". 1940. Судя по воспоминаниям Лидии Смирновой, абсолютно сумасшедшая. pic.twitter.com/bFmYFk1OSn
— Иуда музыки нашей раков двух отец. (@red_ledokol) September 22, 2019
Ушла от Завадского
В победном 1945-м в Театре им. Моссовета у Юрия Завадского Валентине посчастливится сыграть Нину в любимой «Чайке». Громкий успех. Заверения кинокритиков в том, что лучшей Заречной на московской сцене не было…
Однако после нескольких спектаклей режиссер заменил Караваеву другой актрисой. И Валентина покинула театр.
Говорят, она почувствовала себя настоящей звездой, стала поучать других, показывала характер… Может быть. Ну так что, Завадский не умел находить общий язык со звездами? Уж на его-то веку их было достаточно…
Муж готов был содержать ее и после развода
К тому времени в жизни Валентины произошли два больших события, в корне изменивших ее судьбу.
В Куйбышеве она попала в ДТП (ехала на съемки очередного фильма Райзмана). Врачи чудом ее спасли. Но на лице остался грубый шрам… Две операции ничего, по сути, не дали. О карьере в кино можно было забыть.
Второе событие — одно из немногих на ее жизненном пути — было приятным. Валентина встретила Джорджа Чапмена, английского атташе. По-настоящему влюбилась. И, покинув театр, решила уехать с ним за границу. Супруги жили в Лондоне, в Женеве, актриса даже смогла организовать там небольшой театр…
Главное — за границу она ехала в надежде на зарубежных светил эстетической медицины, которые смогли бы избавить ее от чудовищного шрама. Жизни без кино для Караваевой не существовало. Она верила, что сможет вернуться на экран и опять играть главные роли.
Но… и заграничные хирурги исправить ситуацию оказались не в силах. Для Караваевой это означало конец не только карьеры, но и всей жизни. В отчаянии она развелась с мужем и уехала на родину. Хотя Чапмен готов был содержать ее до конца дней. Даже после развода.
В Москву вернулась нелегально
Первое время в Союзе Валентине разрешили работать только в Вышнем Волочке. Все-таки была замужем за иностранцем, жила за границей. Порядки были суровые. Но в провинции Караваева задыхалась. Ей нужны были столичные подмостки, другие пьесы, иные роли… Не получив от властей разрешения вернуться, она уехала в Москву нелегально и долгое время ютилась в коммуналках.
Позже после жалобного письма Фурцевой актрисе наконец дали однушку в районе ВДНХ. Но теперь стало совсем плохо с работой. Иногда — лишь один дубляж в год. Да, картины хорошие. И голос у Караваевой долго оставался молодым. Но как жить на эти крохи?
Актриса начала продавать шубы и платья, подаренные когда-то мужем. Оставила совсем немного, чтобы было в чем… сниматься. Да, да. Ее давно все забыли. Но она снимала себя сама. Дома. На кинопленку. Наряжаясь и делая грим.
Играла Заречную, Каренину, Раневскую. Для себя и… соседки — кажется, единственной в том доме на проспекте Мира, кто знал, что пенсионерка Чапмен со второго этажа — это актриса Караваева.
Дата смерти неизвестна
Так прошли ее последние годы. Но «последние» — это три десятка лет! Практически в одиночестве, без социума. В крошечной квартире, где самой большой ценностью оказались километры отснятой кинопленки…
Параджанов, использовавший уникальные кадры в своем фильме об актрисе, говорил потом, что, играя и снимаясь, хоть и дома, Караваева каждый день реанимировала сама себя. Чтобы не сойти с ума. Не спиться. Не покончить с собой (достаточно одной попытки и клинической смерти).
Но ведь такое существование и было сумасшествием… Почти 30 лет Валентина Ивановна медленно умирала. И никому до нее не было дела.
Что уж говорить о жизни, если даже точная дата смерти Караваевой осталась неизвестной…
«Я не имею права умереть». Несчастная судьба народной артистки Ии Саввиной
«За баранку этого пылесоса». Трагедия шофера Эдика из «Кавказской пленницы»
Валентина Талызина: «Заливная рыба и правда была гадостью»
«Привет, я Ежик в тумане». Незаметный гений актрисы Марии Виноградовой
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть