В 1977 году театральному режиссеру Марку Захарову на «Мосфильме» предложили снять сказку по пьесе «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца, но он отнесся к этому скептически.
Во-первых, пьеса его не зацепила, во-вторых, сомнительной виделась дальнейшая судьба произведения, потому что тогда телевизионное кино особым успехом не пользовалось. Но чуть позже Марк Анатольевич все же решил рискнуть и снять не простой фильм, а музыкальный. Для воплощения идеи он пригласил своих постоянных соавторов Геннадия Гладкова и Юлия Кима (Ким в те времена был опальным, поэтому в титрах значится как Ю. Михайлов. – Прим.), собрал своих любимых актеров: Олега Янковского, Евгения Леонова, Андрея Миронова – и работа закипела.
Судьбоносное решение
С исполнителями нескольких главных ролей режиссер определился сразу. В образе Волшебника Марк Анатольевич видел только Олега Янковского. И его кандидатуру, и Евгения Леонова на роль Короля руководство «Мосфильма» тут же одобрило.
А вот актера на роль Медведя киногруппа искала долго и скрупулезно. В пробах приняли участие многие артисты: Евгений Меньшов из Театра им. Гоголя, Александр Воеводин из Театра сатиры, Валерий Шальных из театра «Современник», Владимир Крашенинников из Театра им. Станиславского, Александр Серский из МХАТа, Владимир Вихров из Театра им. Вахтангова, Юрий Шлыков из «Таганки» и другие.
Предложили пройти кинопробы и молодому, еще неизвестному актеру Александру Абдулову. Правда, его кандидатура мосфильмовское руководство не вдохновляла. Да и сам Абдулов не верил в удачный для себя исход. «Обычно пробуюсь я, а снимается потом Костолевский», - сказал он Захарову. Эта фраза, как признавался режиссер, добавила ему спортивного азарта, и он отстоял Абдулова, хотя прежде очень хотел снять в этой роли Александра Збруева, но тот не проявил интереса.
Позже Абдулов рассказывал: «Попасть мне, мальчишке, в такую компанию, в которой были Леонов, Янковский, Соломин, Купченко, Миронов, Симонова — дикое количество удивительных актеров, — это очень дорогого стоило!»
Пробы на роль Принцессы тоже проходили несколько актрис, среди которых были Вера Глаголева, Марина Яковлева, Лариса Удовиченко, Евгения Глушенко. В кандидатуре Евгении Симоновой режиссер сомневался, но все сомнения развеялись, когда он увидел актрису на съемочной площадке. Она блестяще справилась со своей ролью, не подозревая о том, что это сыграет с ней злую шутку: после этого фильма все режиссеры видели Симонову исключительно в таком амплуа и не предлагали разноплановых ролей.
Любимые песни
Именно по замыслу режиссера фильм стал музыкальным. Композитор Геннадий Гладков написал для него шесть песен, однако в окончательный вариант вошли только пять: «Песня Волшебника», «Куплеты администратора», «Дуэт Эмилии и трактирщика», «Баллада администратора» и «Прощальная песня». Была еще «Песня охотника», которую исполнил Михаил Боярский, но она осталась только на пластинке-миньоне.
Андрей Миронов, как водится, поет в картине сам, Леонид Серебренников исполняет песню Волшебника и партию трактирщика (Юрий Соломин), Лариса Долина поет за Эмилию (Екатерина Васильева). Чтобы записать «Песню Волшебника», Геннадий Гладков пригласил популярного исполнителя Леонида Серебренникова к себе домой, сел за рояль и сказал: «Значит, так! Там такая мишень, стоит молодой медведь, а Волшебник целится ему в лоб, сбоку костер и твоя песня. Понял?» Серебренников сказал: «Понял!» – хотя на самом деле слабо представлял себе, что же на самом деле будет происходить на экране. Тем не менее песню записали и с чувством выполненного долга раскланялись. Но, когда через две недели Серебренников услышал в трубке голос Гладкова, он поначалу расстроился: певец думал, что его зовут переписать неудачно сделанную песню. Однако композитор предложил Леониду Федоровичу спеть еще одну композицию - «Дуэт Эмилии и трактирщика» с Ларисой Долиной. Кстати, в титрах его фамилия даже не значится – в то время было не принято писать, кто поет за кадром.
А вот над «Куплетами администратора» нависла настоящая опасность. Казалось бы, какие могут быть претензии к легкому шуточному тексту про воробышка и бабочку, которая «крылышками бяк-бяк-бяк-бяк»? Ан нет, цензоры усмотрели в невинной песенке серьезную угрозу советской нравственности, сексуальный подтекст и потребовали ее убрать. Если бы не упорство режиссера, а также тот факт, что ее исполнил Андрей Миронов, любимец не только народа, но и партийных чиновников высшего ранга, – вероятно, этого хита мы бы не услышали.
Однако цензура не пропустила фразу Министра-администратора, обращенную к Королю: «Стареет наш королек», так как в этом усмотрели ассоциации со стареющим Брежневым. А вот в том, что Король (Евгений Леонов) делал в окошке жест, характерный для вождей, стоящих на Мавзолее, крамолы не увидели.
…С окончания съемок фильма-сказки Марка Захарова «Обыкновенное чудо» прошло более 40 лет, большинства актеров, к сожалению, уже нет в живых, но эта трогательная история по-прежнему актуальна и многих современных зрителей заставляет поверить в то, что чудеса иногда случаются.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть