854

Не прошли пробы. Каких актеров мы могли бы увидеть в советских фильмах

"Аргументы и факты" в Беларуси № 45. Садом наперёд. Как получать прибыль с участка летом и зимой? 08/11/2022

В СССР слова «кастинг» не знали. Актеры, претендующие на роль в фильме, проходили кино- и фотопробы.

Не всех, конечно, «пробовали». Были звезды, которых режиссеры утверждали без каких-либо колебаний. Но бывали и такие случаи, когда благодаря пробам находились новые бриллианты.

Вспомним, на какие роли претендовали известные актеры в советском кино.

«Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Помимо Василия Ливанова, сыгравшего Холмса, на роль сыщика пробовались Александр Кайдановский (на фото) и Сергей Юрский.

 

Но, по словам Ливанова, на самом деле какого-то особого выбора перед съемочной группой не стояло: «До этого я уже работал с Игорем Масленниковым в «Ярославне» - играл рыцаря Бенедиктуса и пел голосом Михаила Боярского, - рассказывал актер. - Кроме того, оператор Юрий Векслер - замечательный профессионал, от которого многое зависело на площадке, - еще на этапе обсуждения задумки сказал: «Если не будет Ливанова, то и меня не будет». Я об этом узнал только спустя несколько лет».

«Иван Васильевич меняет профессию»

Изначально сценарий картины «Иван Васильевич меняет профессию» писался под Юрия Никулина. Именно его Леонид Гайдай видел в роли царя Ивана Грозного и управдома Бунши. Но Никулин, прочитав сценарий, отказался от роли. Юрий Владимирович испугался, что этот фильм «ляжет на полку». Накануне съёмок Гайдай оказался без исполнителя главной роли. И тогда он стал пробовать лучших актёров страны, например, Евгения Лебедева, Георгия Вицина. Но самые удачные пробы были у Евгения Евстигнеева (на фото), и Гайдай на этом хотел остановиться.

 

Однако случилось недоразумение, и Евстигнеев, не разобравшись, ушёл, а Гайдай снова остался без актёра. Тогда ему предложили попробовать Юрия Яковлева, с которым режиссёр прежде не работал. Гайдаю пробы понравились, а для Юрия Яковлева эта роль стала одной из самых ярких в кино.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

В поисках подходящей актрисы на роль Нины из «Кавказской пленницы» было сделано несколько сотен фотопроб. Среди известных имён - Лариса Голубкина, Жанна Болотова, Валентина Малявина, Наталья Селезнёва, Наталья Кустинская и Марианна Вертинская (на фото).

 

Но в итоге судьба улыбнулась Наталье Варлей. Она работала гимнасткой в цирке. Во время гастролей в Одессе ее якобы на канате под куполом цирка заприметил Георгий Юнгвальд-Хилькевич (будущий режиссер «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»). Он рассказал о красивой циркачке Леониду Гайдаю – и на советском экране появился образ «студентки, комсомолки, спортсменки и просто красавицы» Нины.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»

Мало кто знает, что на роль Шурика, кроме Александра Демьяненко, претендовали и другие замечательные артисты. Поначалу всерьез рассматривали кандидатуру Олега Видова (на фото), но потом решили, что он слишком красив для наивного «ботаника»-очкарика.

 

В целом пересмотрели более сотни кандидатов, среди них были Виталий Соломин, Сергей Никоненко, Евгений Жариков, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Александр Збруев... Худсовет остановился на кандидатуре Валерия Носика, но Гайдай сомневался. Однажды ему показали фотографию ленинградского актера Александра Демьяненко, режиссер захотел познакомиться лично и остался доволен встречей. В честь Демьяненко он даже переименовал главного героя (его в сценарии звали Владиком). Позже и название фильма поменяли - с «Несерьезных историй» на «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

А ВЫ ЗНАЛИ?

Многие известные актеры попадали в кино без проб. Такое случалось и в биографии Вацлава Дворжецкого. Хотя чаще все-таки роли появлялись благодаря пробам – так он сыграл с полсотни ролей. «Были, конечно, и неудачи, но я не обижался, - утверждал актер. - И еще: в такие моменты рождаются порой замечательные находки, которые пригодятся потом. Иногда смотришь на себя со стороны. «Вот оказывается, что я могу. А ведь раньше и не подозревал!» Такой контакт с режиссером, пусть даже недолгий, обогащает актера, если оба подходят к делу творчески, с позиций искусства, а не личных амбиций».

А режиссер Альмантас Грикявичус рассказывал: «Проба иной раз приводит к самым неожиданным открытиям. Помню, в одной из моих прежних картин на главную роль был приглашен Донатас Банионис. Тут ни о каких пробах и речи не было. Но так случилось, что Банионис сниматься не смог. И тогда я обратил внимание на театрального актера Витаутаса Паукште, у которого не было никакого опыта работы в кино. Решил его попробовать. Отснял — и ахнул, обнаружив совсем новые краски в задуманном образе. Мне думается, в ряде случаев пробы необходимы. Например, для формирования слаженного ансамбля исполнителей. Или при встрече с незнакомыми актерами».

Оставить комментарий (0)