2204

Маргарита, ставшая Филатовой. Чем запомнилась актриса Нина Шацкая

Нина Шацкая. / «Коллеги» (1962)
Нина Шацкая. / «Коллеги» (1962) Кадр из фильма

На 82-м году жизни скончалась советская актриса театра и кино, заслуженная артистка Нина Шацкая. О этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу театра на Таганке, в котором актриса проработала много лет. Причины смерти пока не называются. По данным ФАН, Шацкая долгое время болела, у неё были проблемы с почками, она перенесла инсульт; директор Таганки Ирина Апексимова рассказала РЕН ТВ, что у Шацкой была коронавирусная инфекция.

Место и дата похорон будут названы позже.

Нина Шацкая родилась в Москве 17 марта 1940 года. После школы она поступила в ГИТИС на факультет музыкальной комедии и окончила его в 1963 году; свой театр она нашла не сразу — около года сидела без работы, пыталась устроиться в театр имени Моссовета, где тогда служил её однокурсник и муж Валерий Золотухин, но безуспешно. В 1964 году оба супруга пошли пробоваться в Театр на Таганке; основу труппы театра тогда составлял курс нового художественного руководителя Юрия Любимова в Щукинском училище, но после первых показов тот задумал расширить репертуар и набирал новых артистов. Прослушивание Золотухин с Шацкой прошли и стали частью легендарного театра, которому, впрочем, ещё только предстояло завоевать своего зрителя.

Нина Шацкая получила небольшую роль Племянницы в новой редакции знакового спектакля Таганки «Добрый человек из Сезуана», с которого и начинался театр. Затем последовали и другие роли — она играла Женю Комелькову в «А зори здесь тихие», у неё были роли в «Десяти днях, которые потрясли мир», в «Тартюфе», «Часе пик» и других известных постановках театра. В «Мастере и Маргарите» Нина Шацкая исполнила роль Маргариты, причем в состав спектакля, по её воспоминаниям, попала случайно, заменяя другую актрису; первоначально ей досталась только фраза в массовке.

Актриса вообще жаловалась, что Любимов ею занимался мало, а в спектакли мог ввести неожиданно и буквально в последний момент.

«Очень хотела, чтобы Юрий Петрович работал со мной, разбирал роль как полагается. Но никогда так не получалось. За тридцать лет ни разу! — рассказывала она в интервью. — Такая странная судьба. Назначался первый состав. Второй. Начинались читки. Все читают, я — нет».

Она вспоминала случай с постановкой «Преступления и наказания» по Достоевскому — Любимов полгода репетировал с другой актрисой, а за две недели до сдачи спектакля предложил ей попробовать роль Дуни; она попробовала — в сцене с Владимиром Высоцким, который играл Свидригайлова, — и вскоре была включена в состав на премьеру.

Одновременно с работой на сцене Шацкая много снималась в кино. Правда, одну из самых известных своих ролей она сыграла прямо в начале своей кинокарьеры — пионервожатую в комедии Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». У неё, конечно, были и главные роли — например, в музыкальной комедии «Белый рояль» 1968 года, но в основном она снималась в ролях второго плана — в фильмах «Чрезвычайное поручение», «Саша-Сашенька», «Преждевременный человек». Но уже в 70-е её мало приглашали в кино, а одну из больших ролей она сыграла только в 1990-м, в фильме своего второго мужа Леонида Филатова «Сукины дети».

Нина Шацкая (крайняя слева). Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)
Нина Шацкая (крайняя слева). Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964)

Вообще, в последние годы Нину Шацкую вспоминали именно как жену Филатова. С Золотухиным они расстались; этот брак она называла ошибкой молодости. «Мой первый брак был одно сплошное недоразумение. Сейчас я даже представить себе не могу, как мы с Золотухиным могли пожениться, будучи совершенно разными людьми. Видимо, повлияло то, что вместе учились в ГИТИСе», — рассказывала Шацкая.

Правда, отношения с Филатовым, которые начались ещё в конце 60-х, когда молодой актер пришел на Таганку, оставались тайными на протяжении десяти лет — и он был женат, и она замужем. Они поженились только в 1983-м, она стала его надежной опорой — вплоть до смерти в 2003 году; ухаживала за ним, когда он болел, когда перенес тяжелую операцию. И потом, в 2000-х и 2010-х, её постоянно спрашивали в интервью именно о Филатове.

«Меня Бог лишил честолюбия. Это очень плохо для артиста. Я абсолютно нечестолюбива. Приглашают в кино — хорошо. Не приглашают — ну, не приглашают. А так, чтобы рвалась, переживала: ах, меня не снимают... Я абсолютно равнодушна. А в кино меня звали все время на женщин-вамп. Клянусь. Парики какие-то черные делали. Смешно, ну какая я вамп? Нутро абсолютно другое», — удивлялась Шацкая.

Конечно, у неё всё равно была своя актерская жизнь — пусть и не такая, как у мужа. С Таганкой она распрощалась в 1993-м, во время раскола после возвращения Юрия Любимова из эмиграции — вместе с другими коллегами создала новый театра «Содружество актеров Таганки», в котором проработала около десяти лет. В кино она после «Сукиных детей» снималась чрезвычайно редко, сыграв буквально несколько ролей. Но согласилась записать большое интервью для документального фильма о Филатове спустя три года после его смерти.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно