Спортивные драмы о славных страницах советского прошлого оказались на редкость прибыльным делом для отечественного кинематографа. Неплохо показал себя в прокате фильм «Легенда № 17» о Валерии Харламове и о суперсерии матчей хоккейных сборных СССР и Канады в 1972 году. Более 3 миллиардов рублей заработало «Движение вверх» о победе советской баскетбольной сборной над американцами в финале олимпийского турнира в Мюнхене-1972. С футболом пока что сложно: ни «Стрельцов», ни фильм о Льве Яшине «Вратарь моей мечты» не смогли покорить сердца зрителей. Впрочем, в феврале 2022-го это попробуют сделать «Одиннадцать молчаливых мужчин» — лента о турне московского «Динамо» в Англию в победном 1945-м. Ну а пока о шахматных достижениях советского времени напомнит фильм Алексея Сидорова «Чемпион мира».
Сюжет фильма
Действие происходит в 1970-х. Молодой гроссмейстер Анатолий Карпов (Иван Янковский) побеждает в матче претендентов на шахматную корону опытного коллегу Виктора Корчного (Константин Хабенский) и начинает готовиться к поединку с действующим чемпионом, американцем Бобби Фишером. Но Фишер ставит перед ФИДЕ невыполнимые условия и, когда шахматные чиновники их не принимают, отказывается играть. Его дисквалифицируют, и чемпионом становится Карпов. Для Карпова такое положение вещей неприемлемо: он пытается всё же сыграть с Фишером, чтобы проверить свои силы, но договориться не получается. Многие считают его «бумажным чемпионом». Но у Корчного положение хуже: он обижен на молодого соперника, остановившего его в шаге от высшей награды, позволяет себе язвительные замечания в иностранной прессе, а когда ему делают замечание, вообще решает остаться на Западе и становится невозвращенцем.
Министр спорта СССР Градов (Владимир Вдовиченков) ставит перед советскими шахматистами задачу: любой ценой не допустить Корчного к матчу с Карповым. Но Корчной сумел выиграть у всех противников и теперь сыграет в матче с Карповым, который должен состояться в филиппинском городе Багио. Спортивные чиновники предлагают Карпову отказаться от поединка, но тот решается на борьбу на свой страх и риск. Если он проиграет, в Союз ему лучше не возвращаться.
История матча Карпова и Корчного
В истории шахмат было множество драматических матчей, в которых победа одной из сторон висела на волоске до последней партии, и матч 1978 года в Багио — один из них. Правда, за давностью лет он позабылся и ушёл в тень, особенно после феерического противостояния того же Карпова и другого претендента — Гарри Каспарова — в середине 1980-х. Но для самого Карпова победа над Корчным значила едва ли не больше любой другой победы в карьере.
Дело в том, что в шахматном мире много десятилетий существовал устоявшийся порядок выявления чемпионов и претендентов и матчей между ними. Система дала сбой лишь однажды: в 1946 году скончался действующий чемпион мира Александр Алехин. Тогда для разрешения ситуации был придуман турнир, победил в котором советский гроссмейстер Михаил Ботвинник. Этот необычный турнир, помимо выявления достойного, положил начало почти 25-летней серии побед в борьбе за высший титул шахматистов из СССР, которую лишь в 1972-м прервал Фишер. И вот в 1975-м очередная неурядица: Фишер фактически отказывается от борьбы, оставляя корону Карпову. Показанные в фильме разговоры про «бумажного чемпиона», наверное, ходили, но Карпов и сам понимал, что должен доказать себе и всему миру, что достоин быть лучшим.
У Корчного состояние было ещё хуже: Карпов фактически остановил его в шаге от звания. Он был значительно старше соперника и понимал, что его шансы на чемпионство тают с каждым годом. Его отъезд на Запад был делом спонтанным и едва не стал причиной того, что Корчного вычеркнули из мировых шахмат. Спортивные чиновники организовывали бойкот турниров, в которых участвовал «невозвращенец», значительно понижая их уровень, ведь именно советская шахматная школа в те годы считалась лучшей в мире. Но бойкот не сработал: Корчной всё же добился права участвовать в турнире претендентов и уверенно победил в нём, обыграв экс-чемпиона Бориса Спасского и знаменитых гроссмейстеров Тиграна Петросяна и Льва Полугаевского.
Что вошло в фильм
Матч в Багио продолжался несколько месяцев, с июля по ноябрь, и соперники (в основном, конечно, Корчной и его команда) использовали различные трюки, чтобы вывести оппонента из равновесия. Некоторые моменты — вроде индийских йогов, присутствующих в зале гипнотизеров или зеркальных очков Корчного — в «Чемпионе мира» показаны, хотя и вскользь, без подробностей. Есть в фильме и эпизод с вмешательством в процесс подготовки Карпова, которого нужно было спасать от нервного перенапряжения, Виталия Севастьянова, космонавта и дважды Героя Советского Союза. Правда, никто не объяснил, что Севастьянов в то время был ещё и председателем Шахматной федерации СССР, то есть право вмешиваться имел.
Алексей Сидоров в своем фильме — а он ещё и автор сценария и один из продюсеров — пошел по пути нагнетания психологического давления на Карпова. Перед началом встречи с Корчным Карпов из кино расстается с девушкой, его отец смертельно болен, на него давят чиновники, требуя либо отказаться от матча, либо обеспечить победу. В реальности такого накала страстей, разумеется, не было. Были только шахматы, испытание на психологическую устойчивость на длинной дистанции и ещё раз шахматы.
Но вот с шахматами в «Чемпионе мира» как раз всё очень плохо. Их просто нет. Нет движения фигур по черно-белым клеткам, нет работы ума, которая отличала игру и Карпова, и Корчного. Тренер (его играет Анатолий Кот) и секунданты, одним из которых был экс-чемпион Михаил Таль, почти никакой работы не делают, так что в сцене, где Карпов кричит на свою команду, его эмоции понятны, а упреки справедливы.
На самом деле каждая из 32 сыгранных в Багио партий — это результат каких-то решений, принятых Карповым и его помощниками. Решений по дебютным схемам, по получению мизерного преимущества, которое позволит — или не позволит — выиграть. Ведь Карпов, в отличие от того же Таля, не славился феерией жертв и завораживающим зрелищем. Его коньком было медленное и планомерное усиление своих фигур, позволяющее буквально задушить противника, поставить его в такое положение, когда любой ход ведет к проигрышу. И ещё Карпов умело пользовался ошибками — и вовсе не обязательно серьезными. Такое случилось, например, в последней партии матча, о котором рассказывает фильм: Корчной ошибся, сделал неверный ход и проиграл. Но всё, что нам показали, — это миг отчаяния, который тот пережил, когда понял, что дело идет к поражению.
А что у них?
Матч 1978 года был принципиальным для обоих соперников, и недаром их противостояние (а они сыграли ещё один матч в 1982-м в итальянском Мерано, и Карпов снова выиграл) в 1980-х, когда оно ещё было свежо в памяти, послужило источником вдохновения для британского драматурга Тима Райса при создании мюзикла «Шахматы», а также для французского фильма 1984 года «Диагональ слона», который получил «иностранный» «Оскар». Впрочем, если бы «Чемпиона мира» сравнивали только с этими произведениями, то он смотрелся бы выигрышно: Алексею Сидорову удалось очень хорошо показать борьбу за пределами шахматной доски, которая развернулась в дождливом Багио.
Но при этом «Чемпион мира» серьезно уступает прошлогоднему сериалу Netflix «Ход королевы». Конечно, история молодой шахматистки Бет Хармон, которая в 1960-х обыграла всех и вся — в том числе и советского гроссмейстера Боргова, — выдумана от начала до конца, но не это обеспечило успех фильма. В «Ходе королевы» очень замечательно и увлекательно показаны именно шахматы. После выхода фильма миллионы людей по всему миру вновь вспомнили о существовании этой игры и начали изучать правила и разбирать партии, сыгранные Хармон. Вспомнят ли после «Чемпиона мира» о том, что почти всю вторую половину XX века СССР поставлял чемпионов того самого мира, — очень большой вопрос. Хотелось бы, чтобы вспомнили.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть