Время легко низвергает кумиров. Проходит несколько десятилетий, и фамилии тех, от кого сходила с ума толпа, остаются лишь строчкой в справочниках да в головах знатоков. А Шаляпин... Шаляпин из тех, которых помнят, даже если ни разу не слышали ни одной записи его уникального голоса. И вид его — огромного барина в мехах — тут же встает перед глазами при упоминании этой фамилии. И даже факты биографии не забываются. Это при том, что голосом его, записанным на граммофонные пластинки ужасного качества, нынешнему поколению сложно восхищаться. И все равно: «Шаляпин!» Именно так, с восклицанием. Потому что — глыба, явление.
Восьмисерийный фильм про великого певца тоже претендует на внимание не меньшее, чем привлекал к себе сам Шаляпин.
Звезды и в кадре, и за кадром
В главной роли — фактурный Александр Горбатов, который и басит красиво, и на молодого Шаляпина, по мнению многих, похож. Поет за него звезда современной оперы Ильдар Абдразаков. Он, кстати, и сам играл Федора Ивановича в сериале «Карамора», так что опыт есть.
Проект получился и дорогим, и масштабным. Вся богатая на события жизнь Федора Ивановича в восемь серий не поместилась, да и парижскую его эпопею снимать без Парижа не решились. Продюсеры уже намекают на второй сезон, но для этого первый должен понравиться зрителю.
По-хорошему, все составляющие для этого есть. Актерский состав — хоть на выставку вези! Ян Цапник, Роман Мадянов, Юлия Снигирь, Федор Добронравов, Александр Яценко, Ирина Пегова... Перечислять можно долго. Знаменитых исторических персон в фильме появляется больше, чем на полке с книгами серии «ЖЗЛ»: Горький, Коровин, Савва Мамонтов, Врубель, Рахманинов, Качалов...
Жизнь большого артиста течет сама собой, а все эти фамилии из учебников вдруг выплывают без предупреждения и сталкиваются с главным героем. Невольно хочется и о них что-то еще узнать, но камера продолжает следить за Шаляпиным. Вообще, все «великие и знаменитые» в фильме — как будто фон для самой фигуры величайшего оперного певца. А знаковые и трагические события того времени, такие как Кровавое воскресенье, например, рассматриваются через отношение к ним главного героя. Основа всему — Федор Иванович, весь мир крутится вокруг него. И это только подчеркивает его масштаб.
Из удивительных людей, с которыми пересекается Федор Иванович — актер Мамонт Дальский, кутила, анархист, провокатор, хулиган, а еще, по мнению современников, лучший Гамлет в истории русского театра.
«Я начал учить текст, — ужасается Ян Цапник, который играет Дальского, — и понял, что “Гамлет”-то — в дореволюционном переводе! Невозможно запомнить это нагромождение слов!»
«Мария, остановись!»
Любителям «Серебряного века» русского искусства будет кого вспомнить и обсудить, но безусловная удача сериала — его мелодраматичность. Авторы не занимаются скрупулезной экранизацией биографии, они хотят показать и страсть, и личные переживания певца.
В роли первой жены Федора Ивановича, итальянской балерины Иолы Торнаги, снялась Мария Смольникова, а коварную разлучницу и вторую супругу Шаляпина Марию Петцольд сыграла Юлия Снигирь.
«Мария, остановись! У его жены пятеро детей», — пытается образумить героиню Снигирь ее сестра. И тут можно только поаплодировать самоиронии актрисы, ведь ее имя до сих пор появляется в газетных заголовках к статьям о «роковых красавицах, уводящих мужей от жен и детей».
К счастью, в сериале Шаляпин не только изменяет жене, но и божественно поет, и принимает близко к сердцу беды рабочего класса, и помогает артистам, которые прозябают в бедности и безвестности. Ссорится с организаторами концертов, с цензорами, с дирижерами, конфликтует с отцом... Показывает свой непростой характер и влюбляет в себя поклонниц.
«Пьянь, бабник и жлоб», — припечатывает его отец. «Просто гений», — отвечают на это создатели фильма.
Отца Шаляпина сыграл «лучший папа и дедушка» современного отечественного кино — Федор Добронравов. Только здесь его взгляд не с привычной уже доброй искрой и хитринкой, а скорее с хищной хитрецой, а порой и злостью — не ладил Иван Яковлевич, простой крестьянин, со своим знаменитым сыном, внезапно ставшим известным, богатым и любимым столичной публикой. Но если зритель попадет исключительно на кадры, где дедушка Шаляпин играет с внуками — вуаля! — Мы переносимся в семейные фильмы и комедии с участием любимого актера.
Авторы сериала вольно или невольно щедро разбавили повествование отсылками к старинным фильмам. Например, сцена, когда поклонники рвутся в дом к Шаляпину, чтобы получить заветный билетик в Большой театр — почти штурм Зимнего в фильме «Ленин в Октябре».
Кино получилось сделать по-шаляпински, с барским размахом, громко и красиво. Прорываются иногда в стройное повествование чужеродные нотки, которые выдергивают из погруженности в эпоху и даже несколько фальшивят. Например, в сцене выступления в цирке, где послушать великого баса собирается пара тысяч рабочих, суровые пролетарии в полной темноте вдруг начинают зажигать спички и покачиваться в такт «Дубинушке». Ну прямо хипстеры на концерте Басты, размахивающие телефонами, или поклонники рок-звезды 90-х с горящими зажигалками. После такого сразу возвращаешься в реальность и замечаешь слишком уж чистые и новые сюртуки на рабочих, выглаженные воротнички, мужские стрижки с аккуратно, по-модному постриженными висками и лица... наших современников. Магия схлопнулась, и мы снова в реальности — здравствуй, XXI век, прощай Серебряный. Но это простительно. Ведь создатели признаются, что их «Шаляпин» — это «художественное полотно». И в конце концов только он мог петь так, чтобы не «дать петуха».
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть