237

Это не шутка. Как комедийный актер Леонов сыграл лучшую драматическую роль

"Аргументы и факты" в Беларуси № 34. «Сниму квартиру» 20/08/2024

В 1964 году на экраны вышел фильм-драма «Донская повесть» кинорежиссера Владимира Фетина, снятый по мотивам рассказов Михаила Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка».

Главную роль, красноармейца-пулеметчика Якова Шибалка, который обладал удивительно добрым сердцем и, несмотря на военное лихолетье, пытался быть опекуном грудного ребенка, в картине сыграл легендарный советский актер Евгений Леонов.

Когда от режиссера Владимира Фетина поступило приглашение на роль, Леонов счел это шуткой. Его  исполнителя характерных комедийных ролей  и вдруг зовут в суровую киноповесть о Гражданской войне по рассказам Шолохова воплотить драматического персонажа, который должен казнить за предательство любимую женщину, оказавшуюся лазутчицей. Однако это была не шутка: хорошо знавший Леонова по работе над всенародно любимой комедией «Полосатый рейс» Фетин был уверен, что у актера есть потенциал трагика. Режиссёру пришлось долго уговаривать Леонова, который до последнего сомневался, переживая, что не справится и подведет съемочную группу.

Когда актёра всё же удалось убедить, против кандидатуры Леонова выступил худсовет «Ленфильма». Но Фетин упрямо добивался своего, и Леонов был утвержден на роль. Режиссёр открыл глаза худсовету и самому актеру на то, что в произведениях Шолохова, помимо трагедии, всегда есть место и для улыбки.

Перед актером стояла сложнейшая сверхзадача: показать грубого и замкнутого человека, раскрыть всю теплоту и красоту его души и затем провести через страшное испытание.

«Казачки тощими не бывают!»

Дарью, которую полюбил Шибалок, сыграла Людмила Чурсина – это была ее первая большая роль в кино.

Людмила Чурсина вспоминала, что когда Евгений Леонов увидел ее в первый раз, то спросил режиссера: «Да как же я с этой дылдой сниматься буду?» «Моё самолюбие взыграло. И я, соплячка, сказала: "Евгений Павлович, если вы захотите в кадре быть со мной одного роста, подставьте скамеечку". Позже действительно сделали такую подставку, но он не обиделся: очень трогательно ко мне относился. «Ну, ты, дылда,  говорил он любя,  рассказывала актриса. – А еще я должна была располнеть, поскольку этого требовал режиссёр». «Донские казачки тощими не бывают»,  говорил он. «Нужна была такая героиня, чтобы от неё потом пахло и степью. Чтоб чернозём под ногтями. Поэтому о мыле и маникюре пришлось тут же забыть. Свои туфли на шпильках я сменила на какую-то сельскую обувь. Надела казачью кофточку, на голову повязала платочек. Всё было по-народному: никаких крахмальных юбок.

Когда мы выезжали на съёмки в степь и моя сцена была не скоро, я любила побродить, понюхать, вслушаться в донские звуки. Иногда спала в винограднике. И вдруг... пришло понимание, что степь » это симфония звуков, ароматов. А знаете, какое гудение, когда припадёшь к земле? Она вся от зноя звенящая. Этот звон донской степи я запомнила на всю жизнь...»

Редкие счастливые моменты

Съёмки фильма проходили в 1963 году в станице Раздорской. Все артисты жили в куренях. «Меня поселили к бабке, которая в своём немолодом возрасте каждый день на рассвете скашивала сорняки, полола. Вечерами я прислушивалась, как она поёт. И позже старалась ей подражать в сцене, где моя героиня поёт пьяным голосом. А ещё мне очень нравилась эта музыкальная южная речь: «Уйдём отсель, Яша. Уйдём отсель». Это была хорошая школа. Когда Шолохов посмотрел картину, он сказал про меня: «Ух ты, настоящая казачка. Чувствуется, что даже потом от неё пахнет, - вспоминала Чурсина. - К окончанию съёмок я настолько уверенно стала чувствовать себя в образе казачки, что даже потом в Москве, когда в павильоне мы доснимали одну из сцен, я должна была лежать: «Ой, Яшенька, тяжело мне». А он подходит и принимает роды. В павильон натащили земли, листьев, веток. Я легла. Играю свой эпизод, и вдруг у меня потекли слёзы от осознания того, что мне всё удаётся. Редко бывают такие счастливые моменты.

Кухня не прошла даром

Жизнь в станице и хлебосольство ее жителей чуть не подвели Евгения Леонова. В станице съемочная группа от души наедалась огромными помидорами, дынями, арбузами. В станичной столовой была такая густая сметана, что ложка стояла. Соки натуральные... В салатах масло снизу - даже сейчас в ресторанах такого нет. Кроме того, каждый вечер актеров приглашали в гости - то в один двор, то в другой. На тройную уху, на четверную... Это было раздолье еды.

А в финальной сцене «Донской повести», когда герой Леонова оставляет ребенка в детском доме и уставший, похудевший после всех сражений уходит догонять отряд, он на прощание оглядывается на станицу. Когда камера крупным планом взяла лицо Леонова, съемочная группа поняла, что щедрая донская кухня не прошла для него даром...

«Женя жутко расстроился, - вспоминала Чурсина. - И ему клеили, что-то такое замазывали, но ничего не помогало. Потом он говорит: «Сейчас все будет!» Мотор – и он оборачивается, втянув щеки. И был такой печальный  в общем, то, что надо».

Нет худа без добра

Говорят, режиссер пребывал в муках творчества до последних мгновений. Якобы результат ему не нравился. А когда картину сдавали худсовету, оператор вовсе перепутал коробки с пленкой и сначала включил последнюю часть картины. Фетин был в шоке, но решил не устраивать ссору: все равно фильм «зарубят»! Однако картину одобрили. С небольшими доработками она вышла в прокат и оказалась на седьмом месте по посещаемости.

КСТАТИ

По итогам 1964 года Людмила Чурсина заняла 2-е место среди лучших актрис по версии журнала «Советский экран». А Евгений Леонов завоевал приз за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале в индийском Нью-Дели (1965 г.) и вторую премию II Всесоюзного кинофестиваля «За лучшую роль» в Киеве (1966 г.).

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно