На премии «Оскар» что-то регулярно происходит в первый раз. Сейчас. Конечно, пореже, но в 1930-40-е годы какие-то рекорды ставились чуть ли не на каждой церемонии. И одним из таких достижений стало первое вручение премии чернокожему актеру. Вернее, актрисе — 45-летней Хэтти Макдэниел, которая сыграла Мамушку в знаменитой драме «Унесенные ветром».
Кто такая Хэтти Макдэниел?
Она родилась в негритянской семье в Канзасе в 1895 году и была самой младшей из 13 детей бывшего солдата «цветных» частей Соединенных Штатов в американской Гражданской войне; закончила East High School в Денвере (штат Колорадо), работала в шоу своих братьев, которые исполняли негритянские песни, и пробовала сама сочинять песни. После смерти одного из братьев их группа перестала пользоваться популярностью, и Хэтти — после нескольких лет простоя — присоединилась к ансамблю чернокожих исполнителей Professor George Morrison’s Melody Hounds. В 20-е казалось, что Хэтти Макдэниел может стать успешной певицей — она даже записывалась на Okeh Records и Paramount Records, её приглашали на радио (первую среди чернокожих певиц). Впрочем, из десятка различных сессий звукозаписи было выпущено всего четыре, а окончательно надежда на эту карьеру рухнула с началом Великой депрессии.
Макдэниел пришлось работать горничной и официанткой; правда, она умудрялась иногда выходить на сцену ресторана, в котором работала, но в итоге все же решилась перебраться в Лос-Анджелес. Брат помог ей устроиться на радио; она вела своё шоу, в котором изображала властную служанку, которая постоянно забывала своё место — зрителям этот образ нравился. Но денег это шоу всё равно приносило мало.
Служанка в кино
Карьера Хэтти Макдэниел в кино началась в 30-е с ролей всё тех же горничных; её часто даже не упоминали в титрах. Да и быстро стало понятно, что ничего большего, чем амплуа «черной служанки», ей не светит. Не в Голливуде 30-х, во всяком случае.
Впрочем, она не сдалась. Вступила в Гильдию актеров, что позволило бороться за свои права и требовать обязательного контракта на время съемок. Роли тоже стали поярче, она снималась в больших студийных проектах — например, в фильме 1935 года «Маленький полковник» Макдэниел играла вместе с юной звездой Ширли Темпл, а в мелодраме «Элис Эдамс» сумела частично переиграть знаменитейшую Кэтрин Хепбёрн (обладательницу четырех «Оскаров»).
Она вообще дружила со многими голливудскими звездами того времени — Джоан Кроуфорд, Бетти Дэвис, Генри Фондой, Рональдом Рейганом, Кларком Гейблом. Сложно сказать, что это была за дружба, но, например, именно благодаря стараниям Гейбла Хэтти Макдэниел получила роль в «Унесенных ветром» — если верить некоторым слухам.
«Унесенные ветром»
А если верить другим слухам, то Хэтти Макдэниел просто пришла на пробы в своем рабочем костюме горничной и немедленно получила роль. Впрочем, версия с Гейблом выглядит более правдоподобно. Всё же он был звездой, играл в «Унесенных ветром» Ретта Батлера, и, скорее всего, его голос что-то да значил. Как бы то ни было, Макдэниел стала Мамушкой — в романе Маргарет Митчелл так (Mammy в оригинале) звали чернокожую рабыню, которая жила в семье О’Хара много лет, воспитала и Скарлетт, и её сестру, и их мать. И вообще она была «главной женщиной плантации», и эта роль точно была достойна «Оскара», как писала газета Los Angeles Times.
Следует отметить, что в 30-е годы ни о каком равенстве между расами не было и речи. Чернокожие, конечно, боролись за свои права и, к примеру, критиковали Макдэниел за то, что она соглашается на любые роли (в основном служанок), а не присоединяется к их борьбе. Но до отмены законов о расовой сегрегации были десятилетия, и поэтому на премьере «Унесенных ветром», которая состоялась 15 декабря 1939 года в Атланте, актрису, исполнившую в картине заметную и важную роль, просто не пустили в кинотеатр. Законы штата Джорджия этого не позволяли.
Кларку Гейблу, кстати, это не понравилось, он грозился тоже не приехать, но Мамушка уговорила его пойти на премьеру. Сама Макдэниел появилась на первом показе в Голливуде в конце декабря, и продюсер ленты Дэвид Селзник даже добился, чтобы фото актрисы появилось в программке вечера.
«Оскар» под камерой
12-я церемония премии Американской киноакадемии, которая проходила 29 февраля 1940 года в The Ambassador Hotel в Лос-Анджелесе, была особенной по целому ряду причин. Например, на ней впервые проходила съемка торжественного банкета в ресторане, поэтому номинанты и гости той церемонии остались на пленке. Собравшихся приветствовал президент Франклин Рузвельт. Было еще несколько новых номинаций (например, впервые давали отдельную премию за спецэффекты). Ну и номинация чернокожей актрисы тоже была первой в истории награды; этим, кстати, озаботился всё тот же Селзник.
Ещё эта церемония памятна одной не очень красивой историей, связанной с журналистами. Дело в том, что с самого основания организаторам награждения было точно известно, кто победил — лауреатов определяли заранее, а готовые списки даже рассылали в ежедневные газеты, чтобы они успели поставить их в набор. Но в 1940-м как раз Los Angeles Times из каких-то соображений напечатала победителей в вечернем выпуске, и гости церемонии съезжались в отель, точно зная, кто получит заветный приз. Сюрприза не получилось. С тех пор на «Оскаре» и появились конверты, которые вскрываются прямо на сцене.
Черный «Оскар»
Победителей в номинациях «актеры второго плана» называла актриса Фэй Бейнтер. «Это дань уважения стране, в которой людей могут свободно награждать за выдающиеся достижения независимо от их веры, расы или цвета кожи», — сказала она, прежде чем вызвать Макдэниел на сцену.
Кстати, одной из соперниц Макдэниел по номинации была актриса Оливия Де Хэвилленд, её коллега по «Унесенным ветром», сыгравшая в картине роль Мелани Гамильтон, подруги Скарлетт. Но напомним, что на церемонию Де Хэвилленд ехала, уже зная, что проиграла, но позже, в конце 40-х, она получила два «Оскара» как лучшая актриса; она жива до сих пор, и в этом году ей исполнится 103 года.
Любопытно, что политика отеля не позволяла посещение ресторана чернокожими — будь они хоть сто раз знаменитыми актерами, но Макдэниел этот запрет не коснулся. Правда, сидеть ей пришлось всё равно отдельно от остальных гостей и от актерского состава «Унесенных ветром», за небольшим столиком у дальней стены; вместе с ней сидел ее агент Уильям Мейклджон, который был белым. Никого это в те годы не смущало.
В своей речи Макдэниел поблагодарила Академию и коллег из киноиндустрии и назвала эту награду одним из самых счастливых моментов в своей жизни. «Я хочу поблагодарить каждого из тех, кто голосовал за меня. Мне очень неловко, и я всегда буду считать этот приз знаком того, что я сделаю в будущем. И я всегда буду благодарна своей расе и киноиндустрии», — сказала она, принимая награду.
После «Оскара»
В принципе, для Хэтти Макдэниел полученный «Оскар» ничего не поменял. Она так и играла различных горничных и служанок; издание THR подсчитало, что из 94 отмеченных на портале IMDb ролей 74 были очень похожи на Мамушку. Актриса, правда, не видела в этом ничего зазорного и обычно отвечала, что лучше играть горничных, чем работать горничной. Её снова критиковали и активисты движения за права чернокожих — потому что она не боролась вместе с ними, а продвигала в Голливуде стереотипы о черных. Даже потом, когда награждение чернокожих актеров «Оскарами» стало делом привычным (а для этого потребовалось без малого полвека), новые лауреаты почему-то не вспоминали о той, кто была самой первой.
Хэтти Макдэниел скончалась в 1952 году от рака груди. Она хотела, чтобы её похоронили на кладбище «Hollywood Forever», где находятся могилы многих представителей американской киноиндустрии, но владелец отказал из-за расовых предубеждений. В 1999-м новые владельцы кладбища предложили перенести прах актрисы на то место, которое она хотела, но родственники Макдэниел отказались; сейчас там находится кенотаф с её именем.
Сама награда, которую получила Макдэниел, была утеряна в конце 60-х. Её пытались найти, но никаких следов на сегодняшний день обнаружить не удалось.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть