Сегодня в нашей редакции – почетный гость фестиваля, знаменитый игрок элитарного клуба «Что? Где? Когда» Борис Оскарович Бурда.
Сергей Милюхин («Аргументы и Факты в Беларуси»): − Борис Оскарович, надеюсь, Вы знакомы с нашим еженедельником?
Борис Бурда: − Конечно, знаком. Я всегда был его активным читателем с тех пор, как он появился. Но сейчас многое изменилось вокруг, в первую очередь, сами источники актуальной информации. Проще и удобнее обращаться не к свежей газете, а к всегда свежему Интернету. Но для самой взрослой аудитории, несомненно, важно, что их любимое издание сохранило бумажный вариант.
− Большинство читателей знают Вас как магистра игры «Что? Где? Когда?». Многие знакомы с Вашими кулинарными проектами. Но совсем небольшая аудитория читателей считает Вас бардом – автором и исполнителем своих песен. Расскажите, пожалуйста, как начинались и развивались эти три этапа вашей жизни?
Б. Б. − Ну, сразу отмечу, что магистром игры «Что? Где? Когда?» я не являюсь − мне хватает моих Хрустальных и прочих Сов. Ворошилов (автор и ведущий телеигры) тоже пару раз оговаривался, называя меня магистром, но сразу же кто-то из магистров его поправлял, а сейчас и я Вас поправлю. если говорить о моих увлечениях, ставших почти профессией, да еще и таких всеобъемлющих, как перечисленные вами, то это дело непростое и обычно действительно имеет какой-то спусковой крючок. Попробую вспомнить их все…
Песни я начал сочинять еще в своей физматшколе, там без этого было просто нельзя: ничего не пишешь – значит, больной. Со мной в одном классе учился будущий гроссмейстер международного класса Семён Палатник, так он даже сочинения писал в стихах. В итоге я даже достиг определенной известности, о которой, к счастью, узнал совершенно случайно через много лет: одну мою песенку сурово осудили на партсобрании пивоваренного завода, как пример абсолютно чуждой нам западной пропаганды, занесенной на советскую землю вражьими голосами. Но особого значения своим песенкам я не придавал, чем-то заслуживающим внимания их не считал и почти никому, кроме своих друзей, не показывал.
Все изменилось после 2 апреля 1980 года. В те годы в Одессе почему-то все боролись с «Юмориной», причем так усердно, что любого завклубом, проводящего в этот день любое мероприятие, связанное с юмором, практически наверняка ждало увольнение с волчьим билетом. А вот лекцию по линии общества «Знание» кандидата наук Александра Дулова с темой типа «Роль авторской песни в организации досуга геологов» 1 апреля, оказалось, проводить можно – серьезное мероприятие все-таки.
Так я впервые попал на концерт этого известного барда, и его выступление мне так понравилось, что я пошел и на следующий его концерт, 2 апреля. Он, помимо песен, отвечал на записки из зала, причем очень остроумно… и вдруг прочел записку, после которой я просто не знал, что делать – «А нельзя ли, чтобы после Вас выступил Боря Бурда, он тоже ничего», вот так! Дулов сказал, что это как-то слишком уж по-одесски, но песни Бурды он вчера слышал, ему понравилось и было бы здорово, чтобы он вышел – есть он в зале? Меня, естественно, уже не было – я от ужаса залез под кресло, а мой сосед прикрыл меня полой плаща.
Концерт пошел своим чередом, а я решил непременно перед ним извиниться за неведомого мне доброжелателя. Зашел за кулисы и стал долго его уговаривать, что не я это писал эту записку, а кто писал, не знаю. Он ответил: «Ну ладно, а как же вас послушать, мне же интересно». – «Да как угодно и где угодно» - ответил я и прямо там, за сценой, пел ему около часа. Он сказал мне: «Злые песни, надо показывать». Я даже не сразу понял. Что он не обругал меня, а похвалил, но уже через 4 дня вышел на сцену тогдашнего одесского фестиваля самодеятельной песни – так тогда на всякий случай называли этот жанр – и за единственную допущенную на сцену песню получил сразу два приза – за лучшую туристскую и лучшую шуточную песню. Особенно запомнился приз за туристскую песню – найденный одесскими туристами в их странствиях какой-то обломок окаменелого дерева весом 11,5 килограмма. Я нес его домой и чувствовал, как тяжело бремя славы.…
А записку, как оказалось, написала моя молоденькая сослуживица, хотела таким образом подшутить надо мной.
Вместе с авторской песней в моей жизни появились замечательные друзья, старшие товарищи, которые меня многому научили. С одними было полезно поговорить, с другими - поспорить, с третьими - помолчать. И все это в итоге помогло мне понять, что этот жанр не мог появиться на пустом месте. Мы все гордились, что Окуджава, Высоцкий, Галич, Визбор, Галич – наши соотечественники.
Без Юрия Кукина, Вероники Долиной, Анэса Зарифьяна, Любы Захарченко, Георгия Васильева, Алексея Иващенко, Михаила Щербакова и еще многих мои песни были бы другими, причем явно хуже. И жанр был бы хуже, и вообще мир.
Кстати, в этом списке что-то будет не так и без бардов из Беларуси – скажем, без Марка Мермана и Лены Казанцевой в нем уж точно будет зиять за версту заметная дыра.
Что же до юмористических песен, тут точно был и кумир, и учитель – наша нелепая жизнь. Она в этом плане радикально не изменилась, так что явно вдохновит на написание чего-нибудь еще.
Из-за увлечения авторской песней у меня в жизни и начался период интеллектуальных игр. Я начал заниматься нашим клубом, который пригрело наше одесское Объединение молодежных клубов – первое в СССР, действительно интересное было товарищество единомышленников. И вот меня вызвало к себе наше комсомольское начальство и сказало: «Боря. Вот ты как-то предлагал самим инициировать появление клубов, если есть толковый руководитель и публика, которая этим интересуется. Так мы завели джаз-клуб, кино-клуб, и всем это нравится. Не завести ли еще и клуб «Что? Где? Когда?» точно таким же путем?» – «Вполне может получиться, − ответил я, − лишь бы найти нормального руководителя». – «Ты что, действительно не понимаешь? − сказали мне. – Ты и будешь им руководить». Я был слишком занят в клубе авторской песни и стал жаловаться на то, что практически на каждые выходные выезжаю на новый фестиваль и уже сын стал забывать, как я выгляжу. Тон разговора со мной сразу переменился – «Ты что, не знаешь, как теперь в верхах относятся к авторской песне? Что только что вышло совместное постановление ЦК, Совмина и Совпрофа с очень простым кратким содержанием - все запрещать, а остальное контролировать? Ты сам не видишь, как мы к вам относимся – разрешаем такие мероприятия, которые в других городах прихлопнут на месте? Боюсь, что и нам придется пересмотреть свое отношение к этому подозрительному жанру…».
Я действительно не на шутку перепугался – могли быть немалые неприятности – стал отказываться примерно так: «Телевидение – это одно, а клуб – это другое. Без возможностей телевидения в клубе будет неинтересно». – «Ну, вот и придумай, как сделать интересно» - сказали мне. Я обрадовался самой возможности унести ноги и пошел домой пешком. А пока шел – придумал новую форму такого клуба, которая очень быстро стала популярной, и вокруг него собралось множество толковых людей. Когда в 1990 году телеклуб Ворошилова объявил, что возьмет в игру победителей большого турнира по «Что? Где? Когда?» только по итоговым результатам, мы отыграли так, что попали на ТВ. В первой же телеигре я дал 5 правильных ответов из 6, нужных для победы (рекорд клуба), и Ворошилов назвал меня «живой энциклопедией». Это мне, признаться, не очень понравилось – я не книга, а человек.
А кулинария вообще свалилась мне на голову, как кирпич. Зашла в гости одноклассница и сказала: «Боря, я придумала для тебя новую работу. Ты будешь писать статьи по кулинарии». Я на всякий случай спросил, мерила ли она себе температуру. Она только рассердилась: «Ты ничего не понимаешь. Я читаю популярные иностранные журналы – практически в каждом есть кулинарная рубрика. В СССР это мало где разрешали. А телепередачи вообще запретили – что, мол, народ раздражать, когда продуктов нет? (Кстати, позже узнал у преподавателя факультета журналистики МГУ, что это чистая правда). Зато сейчас это можно, и скоро кулинарные рубрики будут всюду. Поезд уходит – прыгай в вагон, пока есть места!». Я спросил: «А о чем же писать? Я не знаю…» - «Ну совсем недавно ты угощал меня баклажанной икрой и столько интересного о ней рассказывал – просто запиши это!». Я понял, что спорить с ней бесполезно. Сел за компьютер, отстукал примерно 7000 знаков и отдал ей дискету, кстати, в полной уверенности, что ей скажут, чтобы она все это отнесла туда, откуда взяла. А ей ответили, что хотят подобный текст в каждый номер. Дальше – больше, вот уже где-то 800 блюд снял в своей телепередаче, которая шла и в Беларуси, и больше десятка кулинарных книг издал.
С. М. − Вы не впервые приезжаете в Беларусь на «Большую бард-рыбалку». Чем она интересна Вам? Есть ли подобные мероприятия в Украине? Приглашают ли Вас в другие страны? Каково Ваше отношение к современной Беларуси?
- Да, я уже был у вас на фестивале. Мне понравилось тогда, и я подозреваю, что понравится сейчас. Точка роста любого из жанров часто возникает не в мейнстриме, а именно на его стыках с другими жанрами. Ведь как оно всегда бывает? Появляется жанр. Потом устанавливаются законы жанра. Потом сразу объявляется куча добровольцев блюсти эти законы. А талантливое произведение очень часто потому и талантливо, что в законы оно никак не укладывается. Вот блюстители законов и начинают крутить ему руки и волочь в кутузку, потому что это проще, чем немного подкорректировать законы. А на стыке жанров можно как-то спорить – чей закон нарушен и есть ли он вообще. Возникает синтез уже оперившихся идей и часто оборачивается новой идеей – не такой, как у всех, но очень интересной. Как минимум тем, что не такая, как все. Когда атмосфера праздника смешивается с атмосферой новизны. Полученным воздухом часто бывает легко дышать.
Подобных фестивалей в моей стране я не знаю. Невелика беда – в Беларуси такой фестиваль есть, так мы к вам приедем, соседи все-таки. А мы придумаем что-то новое, свое, мы тоже народ достаточно изобретательный. Зачем повторять уже полученные результаты? Попробуем найти что-нибудь еще…
В другие страны меня приглашают достаточно часто. Что там страны – на другие континенты приходится летать, показывать там что-то интересное. Около года назад, например, у меня было очень приятное выступление в США – я там и песни свои показал, и большую интеллектуальную игру провел, и даже кулинарное шоу с угощением всех желающих едой, приготовленной на месте, продемонстрировал. Еще одну игру совсем недавно провел в Нью-Йорке, так после нее меня и в Канаду пригласили с такой же программой – почему бы не слетать, я там уже выступал, и публика мне понравилась. А калифорнийский опыт по выступлению в трех разных жанрах мне так пришелся по душе, что я решил непременно повторить его прямо на бард-рыбалке – в этом явно что-то есть.
Что же касается моего отношения к современной Беларуси, пока что оно в основном определяется отношением к моим друзьям из этой страны. А их у меня много, и отношусь я к ним прекрасно. Вот в феврале выступал в Минске, показывал на туристской ярмарке свое кулинарное шоу – по-моему, понравилось и мне, и зрителям.
− Какие сюрпризы приготовил Борис Бурда гостям этого фестиваля в этом году?
- Будет очень много всего. И судить конкурс рыболовов-кулинаров буду, и что-нибудь спою, и брэйн-ринг проведу, и массу других конкурсов и интеллектуальных игр приготовлю – участвовать смогут все желающие, приходите и играйте. А вот вопрос о том, какие я приготовил сюрпризы, я сразу отметаю как провокационный. Какие же это сюрпризы, если о них будет объявлено заранее? Нет, это будут настоящие сюрпризы – во всяком случае, я постараюсь, чтобы получилось именно так. Так что все на бард-рыбалку – все сможете увидеть сами!
– Спасибо, Борис! И до встречи на фестивале.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть