1297

Чего ждать на закрытии «Классики у ратуши с velcom»

 

kaminskyЗрителей ждет удивительная танцевальная импровизация. Что же это такое и почему выбран именно этот современный вид искусства, рассказал Михаил КАМИНСКИЙ, актер театра и кино, хореограф, психолог, автор методики танцевальной импровизации и основатель собственной студии танца. 

«Танцевальная импровизация – непривычное словосочетание для многих. Есть два понимания танцевальной импровизации, - объясняет Михаил Каминский. - Наиболее распространенное такое: импровизация – танец по наитию. Зазвучала красивая музыка - возникло желание танцевать, человек поднялся, расправил руки, и движения полились... Это может пережить каждый из нас, даже тот, кто прежде никогда не танцевал.

Другое понимание, принятое в среде профессионалов (хореографов, актеров, музыкантов): импровизация – это, прежде всего, техника, совокупность умений и знаний своего собственного направления, а также других сфер искусства и науки. Другими словами, когда профессионал обладает техникой, есть большая вероятность, что он может импровизировать. На примере хореографии техника заключается не только в виртуозном исполнении движений, но и в изучении анатомии тела, механики движений, структуры танца, законов драматургии и природы творческого вдохновения».

Сотню лет назад танцевальную импровизацию связали бы с Айседорой Дункан, основоположницей свободного, спонтанного танца. Сейчас при упоминании импровизации скорее всего прозвучит добавка «контактная». Этот термин получил широкое распространение в 1970-х с легкой руки Стива Пэкстона, американского хореографа и исследователя танца. Сегодня сложно встретить человека, причастного к хореографии, который не слышал бы о контактной импровизации. И вот здесь необходимо пояснить: танцевальная импровизация не есть контактная. Танцевальная импровизация – это самостоятельное явление, которое включает в себя различные виды и принципы импровизации, законы сценических и визуальных искусств, основы психологии.

«Непосредственно с танцевальной импровизацией я связан несколько десятков лет, - продолжает Михаил. - Мое первое погружение в природу движений, понимание работы тела и принципов его действия произошло, когда в Советский Союз пришел брейк-данс в 1980-х годах. Я постоянно задавался вопросом: «Как это делается?», изучал отдельные элементы, принципы комбинирования, придумывал их сам и пробовал, пробовал... Так, тяга к экспериментам постепенно вытеснила заучивание и воспроизведение движений.

Методика танцевальной импровизации сформировалась практически сразу, когда я начал преподавать мастерство актера в университете: наблюдал, что происходит с телом актера, как и почему он ведет себя на сцене тем или иным образом. Почему в одних случаях ему веришь, а в других видна жуткая фальшь. Очень хотелось научить актера быть искренним, чтобы «чужие» слова и поставленные мизансцены наполнялись его эмоцией, его мыслью.

Долгое время я использовал эту методику только для обучения профессиональных актеров и хореографов. А затем решил попробовать научить импровизации людей без какой-либо профессиональной подготовки.  Дело в том, что танец – абсолютно естественное состояние для природы человека. У всех нас одинаковая анатомия: руки, ноги сгибаются и разгибаются в одну сторону, мы одинаково способны управлять ими. Мы все изначально умеем танцевать. Но современный человек в большей мере ориентирован на разум, на то, что можно смоделировать при помощи своего интеллекта. Призывы тела, эмоций часто игнорируются и относятся к разряду неважных, второстепенных… Многие загоняют себя в рамки: «Мне не дано», «Я же этому не учился» - и лишают себя состояния гармонии и удовольствия, к которому очень стремятся. Для меня это самое парадоксальное и печальное явление: человек, созданный природой для счастья, сам обрекает себя на сомнения, переживания, несвободу», - подытоживает хореограф.  

Одну из первостепенных ролей в импровизации играет музыка. «Интуитивное выражение музыки в танце» – так называли направление Айседоры Дункан. Музыка трогает струны души человека и влияет на то, «включится» он в танец или останется неподвижным. Наверняка многие замечали, что от одной мелодии, характера звучания оркестра или отдельного инструмента тело «просится танцевать» а другая мелодия, наоборот, сковывает его.  

Традиционное понимание классической музыки, на первый взгляд, не дает возможности совместить ее с танцевальной импровизацией. Но только на первый…  

«На закрытии фестиваля «Классика у ратуши с velcom» мы соединим танцевальную импровизацию и классическую музыку, - резюмирует Михаил. - На сцену выйдут не профессиональные танцовщики, а обычные люди, за плечами которых только опыт занятий в нашей студии. Это волнительно и ответственно. Ведь танцоры, которые в этот вечер исполнят импровизацию перед многотысячной аудиторией,  постараются объединить в танце живую энергию звучащей музыки, настроение публики и вдохновение, подаренное этим замечательным праздником». 

Наталья ГАНТИЕВСКАЯ 

 

 

 

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно